Юрий Конев: Бакалавриат не позволяет подготовить качественного специалиста
Тюмень. Ежегодная конференция «Повышение качества подготовки кадров как фактор инновационного развития ТЭК» пройдет в Тюмени 30 марта. В 2018 году она будет, в частности, посвящена теме возрождения института наставничества в нефтегазовом комплексе.
Свой взгляд на ситуацию в профессиональном образовании и оценку квалификации кадров в интервью Агентству нефтегазовой информации представил депутат Тюменской областной думы Юрий Конев.
- Юрий Михайлович, на ваш взгляд, в чем заключаются основные проблемы в профессиональном образовании?
– Первый вопрос, возникающий при подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях, – кого мы принимаем в вузы и ссузы? Хотелось бы, чтобы в учебные заведения приходили люди, которые мотивированы на получение профессии. Сейчас вспомнили давно забытую практику профориентации, которая должна проводиться в школе с шестых-седьмых классов. Здесь важна работа и семьи, и общественности. Есть разница, когда приходит ученик за конкретной специальностью, а есть те, кто просто хотят получить диплом. Если говорить о рациональном применении бюджетных средств, то нужно принимать меры к тому, чтобы специалист, выходящий из вуза, работал по специальности.
Еще один момент, определяющий успехи в работе учебных заведений, – это грамотная региональная политика по мониторингу рабочих мест. До сих пор существует перекос в предпочтениях учеников и их родителей в выборе определенных специальностей, поэтому возникает нехватка специалистов в промышленности и аграрном комплексе. А ведь чтобы поддерживать социальную политику на должном уровне, нужны налоги, а их может дать только реальный сектор экономики.
Нужно четко понимать, кого нам надо готовить, каких кадров не хватает, чтобы работодатель мог получить готового специалиста.
Здесь возникает третья проблема: работодателям нужны опытные работники, поэтому образование должно быть дуальным. Студент должен в достаточном объеме проходить производственную практику, неформально, а по-настоящему - на современном оборудовании. Тогда и вопрос с трудоустройством можно считать закрытым. Заинтересованы в этом должны быть в равной степени и учебные заведения, и предприятия. Но инициатором все же выступает образование. Вузы должны беспокоиться о том, чтобы их выпускники были востребованы.
К сожалению, есть проблема и в том, как родители и ученики воспринимают специфику многих профессий. Нет желания получать специальности, которые связаны с работой вне города, во многом это касается аграрного сектора. Считается, что такие профессии непрестижны. Но ведь сейчас нужны навыки высокотехнологичного труда, и с компьютерной техникой и программными устройствами во всех отраслях.
- Как вы думаете, сегодняшняя модель ступеней образования подходит для России?
– Мы увлеклись болонским процессом. На мой взгляд, не дает данная система более качественного образования, чем существовавшая раньше система специалитета. Как воспринимают предприятия бакалавра – недоспециалист? А предприятиям нужны специалисты. Сокращенная программа - четыре года - недостаточна для профессиональной подготовки. Ведь массово выпускают бакалавров. Во многом со мной кто-то и не согласится, но это мое мнение.
- Есть ли разница между государственными и частными учебными заведениями в качестве подготовки?
– Почему возникли частные учебные заведения? Возник спрос на высшее образование, а ведь мы не уменьшали количество бюджетных мест. Просто проще поступить на платные места. Родители хотят любым путем дать детям высшее образование.
Я не хочу сказать, что частные учебные заведения – это плохо, нет. Все зависит от профессорско-преподавательского состава. Но среди них хороших гораздо меньше. Заметно злоупотребляют они дистанционным обучением. Бесконтрольно используют готовые материалы в Интернете, в голове ничего не остается. Какой тогда это будет специалист?
Но главное в обучении — это правильная мотивация учеников и профессиональный подход преподавателей. Только так рождаются качественные кадры.
- Как вы думаете, насколько будет успешным проект восстановления наставничества на предприятиях?
- Институт наставничества сейчас находится в состоянии зародыша. Мы только начинаем его возрождать. Конечно, наставничество было раньше и было неплохим. Я хорошо помню, как наставников прикрепляли к молодым учителям, как на предприятии у молодых специалистов были наставники, я уже не говорю про рабочие специальности, которые теперь нам очень нужны.
Наставник — это человек, который помогает освоить профессию на производстве и социализироваться в коллективе.
Конечно, сейчас работники рассуждают немного по-другому: «Мне надо работать, содержать семью, я ценный работник, зачем мне передавать свои знания другим». От этого никуда не уйти. И поэтому хороший наставник - это в первую очередь хороший человек с определенными моральными качествами. Административные рамки здесь играют чисто формальную роль, для того, чтобы отчитаться. Но и отказываться от системы мотивации и поощрений нельзя. Та же грамота или благодарность все равно душу греет.
- Как вы относитесь к появлению национальной системы оценки квалификаций?
– Оценку специалистов нужно проводить на местах. На любом крупном предприятии с высокими технологиями есть опытные специалисты, которые будут самыми серьезными оценщиками качества специалистов. В этом плане я поддерживаю создание центров оценки квалификаций. Здесь понятна логика, предприятия со своей стороны хотят быть уверенными в том, что можно допустить молодого специалиста до оборудования. В то же время это еще один способ защитить себя как профессионала, если в вас сомневаются как в подготовленном специалисте.
Я не исключаю, что и в этой структуре возможны коррупционные схемы, здесь уже все зависит от порядочности организации и конкретных людей.
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.
29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль
Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.
23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России
Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив


