Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Игорь Юшков: С принятием налогового маневра в РФ исчезнут стимулы для развития нефтепереработки

13 июля/ 11:12

Москва. Госдума 5 июля приняла в первом чтении законопроекты о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Независимые нефтегазовые компании (ННК) обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой изменить параметры налогового маневра. По их мнению, принятие законопроекта негативно повлияет на работу частного сектора нефтепереработки в РФ, что вызовет кризис на рынке нефтепродуктов и как следствие - социальную напряженность.

Как может отразиться на ННК завершение налогового маневра, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

 

- Эксперты отмечают, что налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но он более выгоден ВИНКам. По вашему мнению, государство, разрабатывая законопроект, учитывало его ориентированность только на крупный бизнес? 

- Налоговый маневр не выгоден никаким нефтяным компаниям, так как он увеличивает на них налоговую нагрузку. Эту реформу инициировал Минфин, чтобы увеличить доходы бюджета.

Раньше половину природной ренты государство собирало с нефтяников на скважине в виде НДПИ, а вторую - при экспорте нефти и нефтепродуктов в виде пошлины. При этом нефть, переработанная на российских НПЗ и реализованная на внутреннем рынке, попадала только под НДПИ.

После завершения налогового маневра всю природную ренту государство будет забирать на скважине (НДПИ). В итоге получится, что нефть для НПЗ подорожает, а заводы, в свою очередь, включат разницу в стоимость конечного продукта. 

 

- Последствия принятия налогового маневра для ННК могут быть весьма неутешительными. В том числе это приведет к закрытию нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ, которые находятся на стадии модернизации, ждут значительные финансовые потери? 

- Указанные выше правила одинаковы как для ВИНКов, так и для независимых переработчиков, которых, в общем-то, в России очень мало по сравнению с ВИНКами. Разница лишь в том, какие меры государство будет предпринимать, чтобы остановить рост цен на нефтепродукты по мере реализации налогового маневра.

Предполагается, что часть компаний получат отрицательный акциз, что поможет сдержать цены на нефтепродукты. Но тот, кто не получит льготы, будет вынужден в конечном итоге выйти из бизнеса. Поэтому все нефтяники так активно лоббируют свои интересы: кто-то просит дать им льготы как попавшим под санкции компаниям, кто-то говорит, что льготы должны выдаваться только тем, чьи НПЗ имеют существенную глубину переработки нефти и т. д.

Я думаю, что закрытия НПЗ не произойдет, будет перераспределение собственности. Те, кому не дадут льгот, просто продадут свои активы крупным игрокам, которым хватило лоббистского ресурса для получения преференций со стороны государства. Следует ожидать дальнейшей консолидации отрасли.

С этой точки зрения налоговый маневр выгоден ВИНКам. Но это лишь небольшой бонус в рамках крайне не выгодной для них реформы. 

 

- Налоговый маневр предусматривает обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты. Вызовет ли это значительный рост цен на топливо на внутреннем рынке? 

- Налоговый маневр действительно создает риск роста цен на топливо, так как возрастающие издержки нефтяники будут закладывать в стоимость конечного продукта. Сама логика реформы: убрать «субсидирование» нефтяной отрасли. Но вот только непонятно, почему существующую систему нужно менять? Россия - нефтедобывающая страна, почему у нас топливо должно стоить столько же, сколько в странах, где своей нефти нет? При этом изначальное желание Минфина пополнить бюджет выходит боком.

Государство опасается социальной напряженности от роста цен на топливо и станет компенсировать нефтяникам потери от сдерживания цен, вводя те же отрицательные акцизы. По факту это расходы бюджета, и первоначальная цель пополнить бюджет оказывается невыполненной. 

 

- Как в целом, по вашему мнению, отразится налоговый маневр на нефтегазовой отрасли? Какие преимущества получат ВИНКи? И есть ли все-таки хорошие новости для малых нефтяных компаний и частного сектора переработки углеводородного сырья?

- Переработка оказывается наиболее пострадавшим сегментом от налогового маневра. И чем меньше компания, тем меньше у нее возможность отстоять свои интересы. ВИНКам тоже придется больше платить, однако они смогут добиться для себе преференций от государства. В итоге объемы переработки нефти в России могут сократиться, а объемы экспорта сырой нефти - вырасти, так как стимулов развивать переработку в России не будет. Это противоречит постоянным тезисам властей о том, что мы должны развивать перерабатывающие отрасли и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

Просмотров 4111
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

01.11.2016
Юрий Земцов: В науке не бывает скучно

14.12.2018 Беляева Ольга Анатольевна (Куликова)

Рада за старосту группы ТСН-1-73. Для меня очень интересная информация, хорошо что хоть один из нас стал достойным химиком и человеком науки. Желаю и в дальнейшем новых научных достижений.

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

Индекс цитирования