Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Диверсия против "Дружбы": Кто отравил нефть в трубопроводе

РИА Новости
27 апреля/ 07:40

Загрязнение нефти в трубопроводе "Дружба" носило умышленный характер. Об этом заявил пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин по итогам экстренных переговоров в Минске о возобновлении транзита российской нефти через Белоруссию.

Следствие ведет ФСБ

"По факту загрязнения нефти силовые ведомства в России возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием", — сообщил журналистам Игорь Демин.

По его словам, хлорорганику вбросили в трубопровод "Дружба" через частный "Самаратранснефть-терминал", обслуживающий несколько малых производителей.

Этот терминал — основной производственный актив московской группы компаний "Петронефть". В группу также входят "Самаратранснефть", "Самаранефть-сервис", "Петронефтегаздобыча", "ПСК "НефтеГазСтрой" и Самарский НПЗ.

Сейчас в офисах этих компаний сотрудники ФСБ ведут следственные действия.

В Минске состоялись экстренные переговоры руководителей нефтетранспортных компаний Белоруссии ("Гомельтранснефть Дружба"), России ("Транснефть"), Польши (PERN S.A.) и Украины ("Укртранснафта"). Мероприятия по возобновлению транспортировки нефти в Европу определены.

Отравленная нефть

Девятнадцатого апреля белорусская нефтеперерабатывающая компания "Белнефтехим" заявила, что получила по трубопроводу "Дружба-2" некачественную нефть с высоким содержанием органических хлоридов. По данным концерна "Белнефтехим", уровень хлорорганических соединений в поступающей нефти превысил "в десятки раз предельные значения по стандарту".

Двадцать первого апреля Белоруссия решила временно ограничить экспорт нефтепродуктов из-за ситуации с поставками российского сырья. В тот же день "Транснефть" признала повышенное содержание хлоридов, отметив, что принимаются срочные меры.

В понедельник, 22 апреля принадлежащий концерну "Белнефтехим" Мозырский НПЗ сообщил, что из-за некачественной нефти на заводе повреждено оборудование — теплообменные трубки. На следующий день зампредседателя концерна Владимир Сизов уточнил, что "некачественная российская нефть уже поступила на территорию Евросоюза, а также находится на территории Украины".

Двадцать четвертого апреля оператор польского участка магистрального нефтепровода PERN проинформировал, что поставки сырья с содержанием органических хлоридов в 30 раз выше предельного норматива "порождают риск серьезной промышленной аварии", поэтому нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на трассе нефтепровода "Дружба", не будут принимать и перерабатывать такое сырье.

В четверг вечером Украина приостановила транзит российской нефти по нефтепроводу "Мозырь — Броды" "в связи с отказом принимать некачественную российскую нефть на приемо-сдаточном участке "Будковце" (Словакия), а также из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки "Фенешлитке" (Венгрия)".

Утром в пятницу компания Transpetrol — оператор словацкого участка нефтепровода "Дружба" — также приостановила прокачку нефти "в связи с опасениями по поводу ее качества".

При этом со среды, 24 апреля, "Транснефть" направила чистую нефть на один из двух белорусских НПЗ — Полоцкий — по северной ветке нефтепровода "Дружба". На следующий день "Белнефтехим" объявил о частичном возвращении к экспорту нефтепродуктов: в направлении Украины отправились 32 тысячи тонн дизтоплива и примерно десять тысяч тонн бензинов, а в направлении Польши — восемь тысяч тонн дизеля.

В четверг на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака отметили, что РЖД готова предоставить пять тысяч цистерн для поставки нефти зарубежным заказчикам по железной дороге. Впрочем, это может и не понадобиться: ожидается, что уже с понедельника в Белоруссию по "Дружбе" пойдет только чистая нефть.

Цена вопроса

Еще в начале недели "Белнефтехим" оценил свои потери от загрязненной нефти в 100 миллионов долларов. Украина тоже прозрачно намекнула, что собирается выбивать деньги из России. "Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей",— подчеркивается в заявлении пресс-службы "Укртранснафты", опубликованном в четверг.

Эксперты отмечают, что понять размеры возможных компенсационных требований можно только после того, как вся "грязная" нефть, находящаяся сейчас в трубопроводах, дойдет до адресатов.

Специалисты оценивают объем испорченной нефти в диапазоне от 100 тысяч до 300 тысяч тонн. Соответственно, при текущей цене барреля Urals около 70 долларов, общая стоимость загрязненного сырья — 50-150 миллионов.

Однако, как подчеркнул в четверг Дмитрий Козак, российские нефтяники откачали "значительную часть загрязненной нефти из нефтепровода в емкости на территории России". Кроме того, объясняют эксперты, нефть, загрязненная хлоридами, не испорчена безвозвратно: ей достаточно отстояться, и хлориды выпадут в осадок.

Похоже, Россия вообще не рассматривает вариант с выплатой партнерам денежных компенсаций, рассчитывая решить вопрос за счет дополнительных поставок. “Мы с этим сейчас разбираемся — насколько они пострадали и насколько мы должны увеличить, по какой цене поставки моторного топлива на белорусский рынок”, — отметил вице-премьер Дмитрий Козак в четверг.

Цепь совпадений

Инцидент с "грязной" нефтью произошел на фоне обострения противоречий между Россией, Украиной и Белоруссией, связанных с вопросами поставки нефти и нефтепродуктов.

Все началось с претензий Минска по поводу проводимого в России налогового маневра — обнуления экспортных пошлин и одновременного повышения налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого Беларусь потеряет часть доходов бюджета, потому что пока Минск покупает нефть по "беспошлинной" цене, то есть на четверть дешевле котировок мирового рынка, а после маневра этот дисконт исчезнет.

По оценкам белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко, потери двух нефтеперерабатывающих заводов и бюджета Белоруссии от российского налогового маневра в этом году составят 240 миллионов долларов, а бюджет не досчитается 143 миллионов долларов налоговых поступлений.

Белоруссия потребовала от Москвы компенсировать эти потери, однако Кремль указал, что налоговый маневр — внутреннее дело России, и никаких компенсаций другим странам в связи с этим не предусмотрено. Тогда Минск пошел на обострение ситуации и в начале апреля выразил намерение повысить тарифы на прокачку российской нефти в Европу на 23 процента.

Через три дня после этого Россельхознадзор России ввел запрет на импорт из Белоруссии яблок и груш, отметив, что из этой страны "продолжает поступать плодоовощная продукция с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами".

Нефтяные платформы в Шотландии

На следующий день, 11 апреля, Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком правительства сравнил эти ограничения с санкциями и пригрозил перекрыть нефтепровод "Дружба". "Нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации", — подчеркнул белорусский лидер.

А всего лишь днем ранее Киев расширил торговые санкции против России. В ответ на это 18 апреля российский премьер Дмитрий Медведев запретил экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Наблюдатели сразу назвали главным бенефициаром этого решения Беларусь, которая получила новые возможности для реэкспорта топлива, получаемого из России.

В день введения российских санкций против Украины Александр Лукашенко сообщил о намерении выйти на мировой рынок нефти. "Чтобы мы не ходили с протянутой рукой, никому не кланялись, а покупали, как все, на мировом рынке нефть, перерабатывали у себя и получали определенную прибыль", — сказал белорусский президент, добавив, что для этого необходимо ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. И на следующий день "Белнефтехим" пожаловался на загрязненную нефть из России.

Чья диверсия?

Такая последовательность событий породила множество "теорий заговора" как в России, так и в Белоруссии. Некоторые отечественные эксперты считают, что белорусские нефтепереработчики не могли не заметить повышенного содержания хлоридов в российском сырье, но специально пустили загрязненную нефть в переработку, чтобы, с одной стороны, потребовать у России компенсации за якобы поврежденное оборудование, а с другой — оправдаться перед Лукашенко за срыв планов по модернизации НПЗ, сославшись на повреждение оборудования.

В свою очередь, ряд белорусских и украинских экспертов уверяли общественность, что русские нарочно закачали в трубопровод хлорку, чтобы лишний раз напомнить Минску и Киеву об их критической зависимости от российской нефти.

Разумеется, государственные структуры России никакого отношения к случившемуся не имеют — материальный и особенно имиджевый ущерб для "Транснефти" и страны в целом от этого инцидента очень велик.

С другой стороны, если Польша, Германия и другие страны, получающие нефть из России по нефтепроводу "Дружба", не испытали проблем в связи с загрязнением сырья, то Белоруссия и Украина оказались на грани серьезного кризиса. Так что в поимке диверсанта сегодня заинтересованы все.

 

 

Просмотров 2928
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования