Польша мечтает о собственной энергетической империи
На днях операторы польско-литовского проекта газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland–Lithuania), прокладывать который начали в январе 2020-го, с торжеством сообщили, что он построен уже на 40%. Более того, удалось сделать самое сложное — успешно протянуть нитку трубопровода под дном реки Неман. Польша связывает с грядущим введением в строй GIPL создание собственной энергетической империи, которая, как надеются в Варшаве, установит контроль над энергетикой восточноевропейского региона, существенно потеснив «Газпром». Большие надежды на GIPL возлагает и Литва. В амбициях новых игроков энергетического рынка разбирались «Известия».
Самое трудное — позади
На днях стало известно об успешном завершении прокладки под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода из Польши в Литву, предназначенного открыть Варшаве доступ к газовому рынку Прибалтики и Финляндии. «Самый сложный участок проекта завершен, и факт того, что 40% газопровода построено, вселяет в нас уверенность, что проект будет закончен вовремя», — с торжеством заявил руководитель литовского госэнергохолдинга EPSO-G Роландас Зукас.
EPSO-G является практически единоличным владельцем Amber Grid — оператора литовской газотранспортной системы. По словам руководителя Amber Grid Немунаса Бикниуса, скоро начнется укладка второй нитки через Неман. «Одной нитки достаточно, чтобы начать поставки газа, однако вторая нужна для гарантии бесперебойных поставок», — пояснил Бикниус. Литовская часть трубопровода прокладывается от Ширвинтского района до границы с Польшей в Лаздияйском районе. В этом году планируется построить 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до города Алитус. В следующем году будут проложены остальные 65 км трубопровода.
Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021-го. Общая протяженность газопровода составит 508 км. В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею сжиженный природный газ (СПГ) и голубое топливо, поступившее по будущему Балтийскому газопроводу (Baltic Pipe) из Норвегии. Планируется, что из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд кубометров в год, а в обратном направлении — 1,9 млрд.
Общая стоимость газопровода составит, по нынешним оценкам, около €500 млн. Инвестируют в строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере €266,4 млн также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа. Впрочем, и сами Польша с Литвой готовы серьезно вложиться в эту стройку. Так, ранее стало известно, что Amber Grid берет в Европейском инвестиционном банке на строительство GIPL кредит в размере до€ 65 млн.
27 ноября 2014 года в литовской Клайпеде появился газовый терминал Independence. 294-метровую плавучую коробку собрали по заказу Норвегии специально для Литвы в Южной Корее. Судно оборудовано четырьмя терминалами для СПГ, общая вместительность — 170 тыс. кубометров. Хранилище принадлежит компании Klaipėdos naftа («Клайпедская нефть»), 72% акций которой находятся в собственности государства. Сам проект обошелся стране в €87,24 млн, но еще 429 млн придется отдать за 10 лет аренды судна фирме Hoegh LNG. В Вильнюсе дату 27 ноября назвали одной из значительнейших в истории страны — чиновники уверяли, что терминал даст Литве «энергетическую независимость» от России.
Но вскоре выяснилось, что цена сырья российских «Новатэка» и «Газпрома» для литовских промышленных предприятий и потребителей периодически оказывается выгоднее стоимости европейского газа. «Здесь всё логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики. Поэтому в лишнем газе Литва не нуждается — ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков. Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже всё в порядке: есть и трубопроводные поставки «Газпрома», и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять. В перспективах строительство еще одной регазификационной установки. Даже если Варшава действительно откажется от продления ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене. Как бы то ни было, Литва с ее «заманчивыми» предложениями в эту схему не вписывается», — пишет политолог Алексей Ильяшевич.
Тяжба с «Газпромом»
По мнению Ильяшевича, идея использовать GIPL для поставок литовской продукции в Белоруссию и на Украину вообще выглядит абсурдно. «Достаточно просто взглянуть на карту, чтобы оценить экономическую привлекательность маршрута. Голубое топливо пройдет сначала через литовских, затем через польских посредников. И те и другие не упустят возможность получить хорошую транзитную ренту. Какой ценник в итоге получат конечные потребители, страшно даже представить. Самое забавное, что через GIPL и польский коридор Беларусь может закачать... российский газ. Как известно, СПГ-терминал в Клайпеде активно закупает продукцию «Новатэка», — отмечает политолог.
А вот планы Польши выглядят куда более реалистично. Минувшей весной польская госкомпания PGNiG (Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo) объявила о победе в арбитражном споре с «Газпромом». Поляки затребовали возмещение «за завышенные контрактом цены» в размере $1,5 млрд. Речь идет о топливе, поступающем по транснациональному газопроводу «Ямал–Европа», который проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Ранее в PGNiG сообщили, что в действующем контракте формула цены привязана к стоимости нефти, но по решению арбитров она теперь «будет гораздо ближе к рыночным котировкам». По новой цене поляки платят за российский газ с февраля и подали на компенсацию в $1,5 млрд за якобы завышенные с 2015 года цены.
Потребление природного газа Польшей находится в пределах 15 млрд кубометров ежегодно. Третья часть этого объема добывается польскими компаниями самостоятельно, остальное приходится на импорт. Именно «Газпром» в настоящее время является ключевым поставщиком. Отметим, что газ российская компания поставляет по контракту, подписанному в 1996 году и действующему до 2022 года. Он предусматривает поставку около 10 млрд кубометров газа в год, минимальное годовое контрактное количество — 8,7 млрд кубометров в год. «При этом в соответствии с условием договора «бери или плати» концерн PGNiG обязан оплачивать как минимум 8,7 млрд кубометра газа в год, даже если не нуждается в таких объемах поставок», — отмечается на сайте польской компании.
В то же время за каждой стороной сохранялось право потребовать пересмотра действующих цен, в случае если той или иной компании покажется, что они не соответствуют рыночным. В 2012 году Россия и Польша договорились о снижении цены на 10%. Однако спустя три года PGNiG подала на «Газпром» в Стокгольмский арбитражный суд: по мнению Варшавы, цена на газ «завышена и неадекватна» ситуации, сложившейся на энергетическом рынке Европы.
В июле 2018 года арбитраж вынес промежуточное решение — тогда «Газпром» сообщал, что суд согласился с его доводами, полностью отказав польской компании в изменении цены. Однако PGNiG таким результатом не удовлетворилась и потребовала пересмотра дела.
Экспансии дан старт
В конце июня 2020-го стало известно, что компания «Газпром экспорт» выполнила решение Стокгольмского арбитража и перечислила PGNiG $1,5 млрд. «В то же время ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» продолжают обжалование в установленном порядке этого решения арбитражного трибунала. Перечисление денежных средств не влечет ущерба для позиции ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» в ходе обжалования», — отметили в российской компании. В свою очередь, 1 июля Квечиньский написал в Twitter: «С удовлетворением информирую, что я получил подтверждение о поступлении средств от «Газпрома» на наш счет».
Теперь в Варшаве заявляют, что продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» не собираются, а планируют получать топливо из альтернативных источников, в частности в виде СПГ по еще не построенному Балтийскому газопроводу из Норвегии через Данию. Президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года.
Отказ от российского газа подается в Польше практически на уровне национальной идеи. В декабре 2019-го Gazeta Polska вышла с заголовком на первой полосе: «Поляки не хотят российского газа». Издание перепечатало результаты опроса, проведенного PGNiG, и взяло интервью у ее тогдашнего президента Петра Вожняка. «Поляки ожидают отказа от российского газа. Таков ответ 84% респондентов. Они ожидают развития сотрудничества с другими поставщиками. Через три года закончится «ямальский» контракт. После 2022 года мы будем полностью независимы от России», — сказал президент PGNiG.
В Польском институте международных дел нешуточно радуются: «6,2 млрд польских злотых ($1,5 млрд) станут серьезным заработком для PGNiG». Это так, ведь доход компании в прошлом году составил лишь 1,37 млрд польских злотых ($329 млн). «Данные ресурсы, как сообщили в компании, могут использовать как на приобретение новых нефтяных и газовых месторождений (очевидно, на норвежском континентальном шельфе), так и на развитие зеленой энергетики», — отмечают польские аналитики.
Следует иметь в виду, что мощность Baltic Pipe, как предполагается, составит 10 млрд кубометров в год. Поляки и сейчас получают газ из Норвегии — но не более полумиллиарда кубометров в год. Однако к 2022 году PGNiG намеревается нарастить добычу на норвежском шельфе до 2,5 млрд кубометров. В 2019–2020 годах польская госкомпания приобрела доли еще нескольких норвежских месторождений, и теоретически добыча может увеличиться до 3 млрд кубометров в год. Но всё равно это более чем в три раза меньше планируемой мощности Балтийского газопровода.
Есть мнение, что PGNiG может докупать газ у других компаний, работающих на шельфе. Тем не менее большая часть норвежского газа в любом случае законтрактована на многие годы вперед — и Польше придется переплачивать за поставки или проводить своп по обмену норвежского газа на российский. Однако выигрыш у «Газпрома» действительно может облегчить ситуацию с приобретением ресурсной базы. К слову, в этом году PGNiG начала обустраивать распределительную станцию сжиженного природного газа в литовской Клайпеде. Изначально литовцы мечтали сами сделать этот объект прибыльным, но с поставленной задачей не справились и передали его в аренду полякам, предложившим в ходе конкурса самые выгодные условия.
Примечательно, что всего через несколько дней после заключения договора с литовцами польская нефтегазовая компания подписала еще одно соглашение. «В течение семи лет она поставит более 150 тыс. т сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру. Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник — станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде», — отмечает Алексей Ильяшевич. Излишки получаемого из Норвегии голубого топлива поляки намерены продавать той же Литве.
Другими словами, Польша претендует на роль нового газового хаба в Восточной Европе. Именно для этого страна расширяет СПГ-терминал в Свиноуйсьце (с 5 млрд кубометров до 7,5 млрд кубометров в год) и намерена получать норвежский газ по трубопроводу Baltic Pipe. А излишки топлива, как надеются хитроумные паны, хорошо бы сбывать на стороне.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



Известия