Ученый РАН выступил против концепции экспорта водорода из РФ в Европу по ГТС
Москва. Идея генерации водорода в России для его последующего экспорта по газотранспортным магистралям в Европу контрпродуктивна, так как повлечет огромные затраты для замены существующих трубопроводов и компрессорных станций из-за химических свойств транспортируемого газа. Об этом рассказал доктор экономических наук, профессор, советник генерального директора ООО "Газпром экспорт", член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике Андрей Конопляник.
В августе правительство РФ утвердило концепцию развития водородной энергетики. Концепция определяет цели, задачи, стратегические инициативы и ключевые меры по развитию водородной энергетики в России на среднесрочный период до 2024 года, долгосрочный период до 2035 года, а также основные ориентиры на перспективу до 2050 года.
"Считаю, что российская водородная концепция, утвержденная правительством 9 августа, увы, контрпродуктивна в той своей части, где основной акцент делает на экспорте водорода, произведенного в России", - сказал Конопляник, добавив, что комментарий отражает его личную точку зрения.
Концепцией предлагается генерировать водород электролизом воды (зеленый водород), на базе АЭС и ГЭС, либо из метана (паровым риформингом с выбросами углекислого газа СО2, утилизируемыми разными способами, или пиролизом метана без выбросов СО2), что означает – в глубине России, сказал Конопляник. Для этого в концепции водородной стратегии России обозначены четыре экспортно-ориентированных территориальных кластера: Северо-Западный, Восточный, Арктический и Южный, откуда предполагается транспортировать произведенный водород или метанводородную смесь (МВС) в Европу и (или) в Азию, отметил эксперт.
По словам Конопляника, это повлечет колоссальные дополнительные затраты на модернизацию действующей газотранспортной системы, так как транспортировке водорода или МВС предъявляется принципиально разные требования к качеству металла – как для линейной части, так и для оборудования компрессорных станций, газоперекачивающих агрегатов – дорогостоящей части системы, отметил Конопляник. Это связано с химическими свойствами водорода, сказал эксперт. По сути, потребуется создавать новую газотранспортную систему – под водород или МВС, добавил он.
"Поэтому для России, на мой взгляд, более целесообразным является иной путь. Это – экспорт в Европу российского природного газа (метана) по существующей ГТС Россия-ЕС и производство водорода внутри ЕС в районах опережающего роста спроса на него, в так называемых водородных долинах", - цитирует ученого РИА Новости.
Водород в таком случае необходимо производить пиролизом поставленного из России и других стран метана (или сходными технологиями производства "чистого" водорода), который исключает прямые выбросы углекислого газа по всей Европе, отметил Конопляник. Возможна также генерация водорода в прибрежных районах Северо-Западной Европы методом парового риформинга метана с улавливанием СО2 и захоронением его в отработанных месторождениях Северного моря или используемым для повышения нефтеотдачи там же на действующих месторождениях.
Конопляник подверг критике заявление спецпредставителя президента РФ Анатолия Чубайса о том, что, по мнению специалистов, действующая единая ГТС пригодна для того, чтобы, по крайней мере, 10% от пропускных мощностей использовать для транспорта водорода, без ее глубокой модернизации. По словам эксперта, это "не соответствует действительности и создает в обществе ложные ожидания".
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно


