Как ямальские нефтяники сохраняют вечную мерзлоту
Ямальский район. Арктика – регион не только с колоссальным экономическим потенциалом, но и с хрупкой природой, которая нуждается в защите. Эффективная деятельность на этой территории невозможна без использования зеленых технологий и тщательного контроля за состоянием окружающей среды.
Важная составляющая арктической экосистемы – вечная мерзлота. От нее зависит экологический статус и климат не только региона, но и планеты. Как совершенствуют подходы к сохранению вечной мерзлоты нефтяники, работающие на Новопортовском месторождении, рассказал начальник службы геотехнического мониторинга «Газпромнефть-Ямала», кандидат технических наук Дмитрий Паздерин.
– Дмитрий, почему так важно сохранять вечную мерзлоту и как в компании организована эта работа?
– Для начала уточню, что вечной (или многолетней) мерзлотой называют верхний слой земной коры, в котором среднегодовая температура не поднимается выше нуля градусов более трех лет подряд.
Полуостров Ямал, где мы работаем, – это территория сплошного распространения многолетнемерзлых пород, и от их сохранности напрямую зависит безопасность эксплуатации любых зданий и сооружений. Поэтому мы на постоянной основе ведем наблюдение и контроль, анализируем полученные данные, чтобы прогнозировать развитие ситуации в перспективе нескольких лет.
Одна из частей этой масштабной работы – геотехнический мониторинг. Это регулярный контроль надежности сооружений и их оснований. Он необходим, чтобы на ранних стадиях выявлять и оперативно устранять отклонения от проектных значений. Ведь любая деформация фундамента или конструктива может привести к неблагоприятным последствиям.
– За счет чего достигается безопасная эксплуатация промысловой инфраструктуры?
– Начинается работа еще на стадии проектирования. На площадку будущего строительства выезжают изыскатели, берут пробы грунтов, в лабораторных условиях определяют их свойства. И в соответствии с инженерно-геологическими условиями и прогнозными расчетами подбирают технические решения для фундаментов.
Мы возводим здания и сооружения на свайных основаниях, чтобы минимизировать тепловое воздействие на грунт. Если это решение не обеспечивает проектную несущую способность фундамента – применяем различные охлаждающие устройства. Известно, что понижение температуры мерзлого грунта на 2–3 градуса увеличивает несущую способность фундаментов в 2–3 раза. Это могут быть как системы термостабилизации грунтов (вертикальные или горизонтальные, состоящие из трубок с хладагентом), так и одиночные термостабилизаторы. Также при необходимости монтируем теплоизоляционный слой. То есть получается такой «пирог» под сооружением: грунт с системой термостабилизации, теплозащитный экран, потом снова грунт.
Непосредственно строительные работы обычно выполняются в зимний период, когда оттаявший за лето верхний слой грунта замерзает и техника не нарушает почвенно-растительный покров. Это тоже способствует сохранению естественной среды.
– Вы говорите о наземных сооружениях, но нефтедобыча – это прежде всего скважины, которые уходят вглубь на несколько километров…
– Они тоже под нашим контролем. Например, на эксплуатационных скважинах применяем термокейсы. Это теплоизоляционный футляр вдоль ствола, помогающий исключить образование приустьевых воронок – они могут возникать, когда лед вокруг скважины оттаивает, то есть превращается в воду, и почва уплотняется и уходит вниз.
Как и в случае с другими объектами, мы регулярно проводим необходимые измерения и принимаем дополнительные меры для снижения теплового воздействия, если они нужны.
– За какими параметрами вы следите? Кто, как и с какой периодичностью проводит измерения?
– Замеры раз в полгода выполняют специализированные организации. Для измерения температуры грунта используется термометрическая коса (кабель с цепью датчиков), для выявления деформаций – специальные нивелир, тахеометр (инструменты для измерения горизонтальных и вертикальных углов, а также расстояний). А контроль за проведением работ, анализ полученных данных – это уже задача специалистов «Газпромнефть-Ямала».
С каждым годом инфраструктура Новопортовского месторождения расширяется – строятся новые объекты, увеличивается мощность. И выполнять вручную 35 тысяч измерений, а главное – качественно отслеживать динамику результатов, становится все сложнее. Поэтому мы инициировали проект по созданию информационной системы и автоматизации процесса геотехнического мониторинга.
– Делаете это на основе типовых решений?
– Сегодня на рынке нет готового продукта, который бы полностью соответствовал нашим требованиям и задачам. Существуют отдельные решения для прогнозирования температуры грунтов, программы для расчета изменений несущей способности. Но единого комплекса, где можно аккумулировать все полевые данные, сопоставить их с критериями надежности, зафиксировать текущий статус и спрогнозировать развитие ситуации, пока нет.
В проекте несколько составляющих. Первая – дистанционный контроль. Планируем оборудовать наши объекты датчиками, чтобы получать данные в ежедневном режиме либо онлайн. Это позволит выявлять отклонения на ранней стадии. Второе направление – научно-исследовательская работа, которая поможет определить четкие критерии надежности наших сооружений с учетом конкретных природно-климатических условий. И третья – разработка программного обеспечения, которое будет хранить, структурировать и анализировать информацию.
Стремимся, чтобы система сама сопоставляла полевые данные с предельными значениями и показывала зоны, на которые нужно обратить внимание в первую очередь. К тому же автоматизация сведет к минимуму человеческий фактор и вероятность ошибок.
И еще одна опция, которую хотим реализовать, – выполнение прогнозных расчетов на основе информации, полученной на этапе проектирования и по результатам геотехнического мониторинга. Это позволит, к примеру, понять, сохранится ли несущая способность грунтов или свайных оснований через 5–10 лет и требуется ли дополнительно для этого что-то предпринять.
– Кто участвует в разработке информационной системы и как ее внедрение отразится на эффективности работы?
– Проект масштабный и трудоемкий. Мы привлекаем авторитетные научно-исследовательские институты, опытных IT-разработчиков. Синергия экспертизы и компетенций позволит нам выйти на новый уровень и в сохранении вечной мерзлоты, и в обеспечении безопасности наших объектов. Наша задача – усилить комплексный подход: автоматизировать мониторинг и расширить изучение горных пород региона, полученные данные применять при проектировании и строительстве инфраструктуры.
Фото: пресс-служба «Газпромнефть-Ямала»
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались



