150 лет вместе: Как развивались железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в РФ
Москва. 4 августа в России отмечается День железнодорожника. Нефть и нефтепродукты - это вторая по значимости группа грузов для железнодорожных перевозок в России. О дружбе железнодорожных путей и нефти длиной более 150 лет - в материале Агентства нефтегазовой информации.
Цистерны вчера и сегодня
Перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом уходят корнями далеко в историю. Начиналось все с появления первых специализированных цистерн. Двухосные резервуары емкостью 15 кубометров, получившие наибольшее распространение на железных дорогах царской России, начал строить в 1895 году Коломенский завод. Они имели наиболее совершенную конструкцию и взаимозаменяемые с другими грузовыми вагонами узлы и детали. Поэтому Министерство путей сообщения стало в массовом количестве заказывать цистерны этого типа. Впоследствии их приобретали и другие частные железные дороги для перевозки темных и светлых нефтепродуктов, спирта, кислот и т.п.
В период до 1957 года ЖД-перевозки нефтепродуктов велись в цистернах общего назначения. Их можно было разделить на две основные группы: для светлых и темных нефтепродуктов и нефти. Поскольку резервуары того времени не были специализированы под конкретные виды грузов, их использование было универсальным, но ограниченным в эффективности и безопасности при перевозке.
Существенным шагом в развитии железнодорожных перевозок нефтепродуктов стало появление новых четырехосных цистерн в 1958 году. Они имели объем 60 кубометров и были оснащены универсальными сливными приборами, что позволило перевозить в них разнообразные жидкие нефтепродукты. Это усовершенствование обеспечило гибкость и эффективность в перевозках, а также снизило риски загрязнения груза.
Следующие годы принесли с собой совершенствование ЖД-перевозок. Организация улучшала свою работу, начала использовать более точное расписание. В это же время цистерны получили большую специализацию под конкретные виды нефтепродуктов. Это позволило улучшить грузоподъемность и повысить безопасность перевозок. Так, изначально проектная грузоподъемность цистерн определялась с учетом перевозки воды, но по мере развития инфраструктуры и технических средств, они стали адаптироваться под перевозку более плотных нефтепродуктов, также был увеличен объем котла. Это позволило сократить количество перевозок для одного и того же объема нефтепродукта.
Сегодня специальные вагоны-цистерны выполнены из листов высококачественной стали, толщина которых составляет 8 мм и более. Они отвечают требованиям электростатической и искробезопасности и, кроме того, имеют покрытие внутри из маслобензостойких и паростойких материалов. В среднем грузоподъемность цистерн входит в интервал 50-120 тонн, а наиболее используемые из них вагоны на 50, 60 и 120 тонн. Загрузка продукта производится сверху с использованием наливных спецотверстий. Выгружают продукт снизу. Помимо всего прочего на каждой емкости предусмотрены спецплощадки для осмотра, внешние и внутренние лестницы, сливные приборы.
Таким образом, развитие цистерн в ЖД-перевозках нефтепродуктов отражает постоянное совершенствование технических и организационных аспектов, направленное на обеспечение эффективности, безопасности и адаптацию к изменяющимся мировым потребностям.
РЖД и нефть сегодня
Нефть играет важную роль для финансовых показателей РЖД. Сделка ОПЕК+ привела к сокращению погрузки нефтепродуктов, но они остаются самым маржинальным грузом на железных дорогах. Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась на 1,1% (до 104,4 млн тонн) по итогам первого полугодия 2024 г., следует из данных «Российских железных дорог». Ключевую роль сыграла сделка ОПЕК+, в рамках которой Россия в нынешнем году пошла на крупнейшее за последние полтора года сокращение добычи. Если в период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г. добыча в РФ снизилась на 300 тыс. баррелей в сутки, то в период с декабря 2023 г. по май 2024 г. — на 330 тыс. барр./сутки, до 9,20 млн барр./сут (без учета газового конденсата).
К сокращению погрузки на сети РЖД привело и снижение выпуска нефтепродуктов. Производство дизельного топлива в РФ по итогам первых четырех месяцев 2024 г. сократилось на 2,1% до 35,9 млн тонн в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., производство нафты - на 28,9% (до 3,5 млн тонн), а мазута - на 10,8% (до 15,9 млн тонн). Вслед за производством снизился и экспорт нефтепродуктов. Впрочем, несмотря на сокращение, нефть и нефтепродукты остаются второй по значимости группой грузов для железнодорожных перевозок в РФ.
По итогам первого полугодия 2024 года более высокий объем погрузки был характерен только для каменного угля (169,2 млн тонн против 104,4 млн тонн у нефти и нефтепродуктов). При этом перевозка углеводородного сырья отличается более высокой маржинальностью. Так, в 2022 году доходная ставка РЖД, отражающая удельную выручку «Российских железных дорог» при перевозке различных грузов на одно и то же расстояние, составляла 948 копеек на 10 тонно-километров (коп./10 т-км), тогда как при перевозке каменного угля - 281 коп./10 т-км (более поздних данных нет). Как следствие, перевозка углеводородов и нефтепродуктов в оставшиеся месяцы года будет играть более высокую роль для финансовых показателей РЖД, чем перевозка угля.
Дорожные помощники
Так как продукты нефтяной промышленности в большинстве своем легко воспламеняемы, транспортирование их связано с риском. Прежде чем заполнить цистерны, их необходимо проверить на наличие грязи и в случае необходимости промыты горячей водой и тщательно высушить. Каждая цистерна должна иметь сопроводительный документ с указанием ранее провозимых в ней веществ. В случае отсутствия такового – анализ изготавливается на месте. Загрузку нефтепродуктов проводят с учетом их способности к расширению в случае роста температуры. Каждый такой вагон должен иметь знаки, определяющие продукт как опасный, а также на них следует проставлять специальную маркировку и манипуляционные знаки, которые должны обозначать класс опасности груза.
Транспортировка железнодорожными путями имеет свои плюсы и минусы. К минусам относятся высокая цена, потеря нефти при заполнении или опустошении тары, необходимость использования спецоснащения для загрузки/выгрузки товара и строительства новых путей сообщения для поставки нефти в дальние районы.
Среди плюсов можно отметить независимость от сезонов. Работа ЖД не прекращается круглый год, что делает ее универсальной. Краткосрочность - время доставки продукта железными дорогами значительно меньше, нежели морским или речным транспортом. Зона досягаемости - ввиду покрытия железнодорожными путями большой территории способность транспортировки в отдаленные районы значительно увеличивается.
За соблюдением всех мер предосторожности, сроками и качеством поставок следят сотрудники железнодорожной отрасли. Для бесперебойной работы ЖД-путей задействован труд огромного количества людей. Это диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов – одни профессии предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Все они - виновники торжества. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегает к услугам железнодорожного транспорта и что общая протяженность ЖД в России сейчас составляет 87 167 км., то, без всякого сомнения, к празднику Дня железнодорожника имеет отношение каждый из нас.
Фото: FreePik.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



Лариса Привалова.jpg)