Мелкие нефтяники готовятся к продаже
ООО «Енисей» – оператор Западно-Сынатыского месторождения, запасы его нефти оцениваются в 9,16 млн т газа (960 млн куб. м). Компанию контролирует нефтетрейдер «Моснефть», которому также принадлежит три АЗС в Москве и Московской области. «Енисей» получил лицензию на разработку месторождения в 2002 г.: компания выиграла конкурс, предложив самую высокую цену – в 17,9 млн долл., обойдя НК «КомиТЭК», «Роснефть», компанию «Байтек-Силур», Тюменскую нефтяную компанию. За 11 месяцев 2005 г. объем добычи «Енисея» составил около 757 тыс. т нефти.
Вчера руководство «Енисея» объявило о намерении построить к концу 2007 г. НПЗ в Коми мощностью 1 млн т в год. Инвестиции в проект составят 140-160 млн долл. Завод будет производить бензин, дизельное топливо и мазут. Большую часть продукции планируется продавать на внутреннем рынке, в частности, топливо пойдет на второй проект «Енисея» – сеть АЗС в Московском регионе. Как сообщили в «Енисее», ТЭО проекта уже готово, сейчас идет работа над заключением проектного соглашения. Принципиальное согласие властей на строительство получено, вскоре начнется поиск площадки. Также компания планирует построить сеть автозаправочных станций на территории Коми.
Большая часть нефти на НПЗ будет поставляться с собственного месторождения, также «Енисей» собирается привлекать других независимых поставщиков. Заместитель генерального директора компании Михаил Топорков уточнил, что уже получены предварительные заявки от ряда местных операторов. Ранее «Енисей» планировал построить трубопровод для транспортировки нефти от своего месторождения до трубы «Транснефти» за 10 млн долл. Однако реализация проекта отложена из-за отсутствия свободных средств, нефть к трубе возят в цистернах.
Опрошенные RBC daily эксперты в один голос утверждают, что «Енисей» строит вертикально интегрированный холдинг с целью последующей перепродажи. «Во всех российских регионах рынок нефтепереработки контролируется крупными игроками, поэтому небольшим компаниям тяжело выстроить бизнес», – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. В Коми крупнейший игрок на рынке – «ЛУКОЙЛ», который вложил в модернизацию своего Ухтинского НПЗ около 180 млн долл. Также в регионе работает НПЗ, ранее принадлежавший «Славнефти», а сегодня входящий в состав «Роснефти».
Впрочем, о конкуренции с грандами в «Енисее» не говорят. По оценке старшего аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, запасы месторождения и потенциальная прибыль от продажи сырой нефти вполне позволят «Енисею» реализовать проект НПЗ. «Правда, за 140-160 млн долл. реально построить только небольшой цех», – отмечает он. Аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин объясняет решение «Моснефти» обзавестись НПЗ высокой рентабельностью нефтепереработки, а также тем, что собственная переработка повышает общую стоимость компании. По данным ИК «Брокеркредитсервис», еще пять лет назад прибыль с переработки барреля нефти составляла 2-4 долл., сейчас этот показатель вырос до 10 долл. за баррель. Тимур Хайруллин объясняет эту тенденцию ростом цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и увеличением экспортных пошлин на сырую нефть.
По оценке экспертов аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес-систем», «Енисей» и без НПЗ считался достаточно привлекательным активом. В 2003 г., по информации участников рынка, на него претендовала «РуссНефть»: «Енисей» был на 10 дней отрезан от трубы «Транснефти» и не мог перегонять добытое сырье, после того как отказался продавать добывающее подразделение этой нефтяной компании. По окончании строительства НПЗ стоимость «Енисея» существенно возрастет. Дмитрий Царегородцев считает, что «Енисей» и «Моснефть» могут быть интересны как российским, так и зарубежным компаниям. Стоимость компании после запуска НПЗ составит около 300 млн долл.
Стратегия «Енисея» не уникальна. По данным Ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий, другие региональные компании также планируют в будущем обзавестись собственными небольшими НПЗ. Как сообщил руководитель одной из компаний, попросивший об анонимности, существенная часть НПЗ строится с целью создания ВИНК, которую затем можно попытаться перепродать таким компаниям, как «Татнефть» или «РуссНефть».
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?



RBCdaily