$73.52 +1.81%
$ 103.95 +0.68
€ 110.48 +1.92
               

Алекс-БИКО: Активная позиция регионов может исправить законодательные пробелы в нефтесервисе

03 июня 2015/ 09:46
Тюмень. Ведущие юристы Тюменской области и представители нефтегазосервисных предприятий обсудят условия для создания благоприятной правовой базы при импортозамещении. Конференция на данную тему состоится 5 июня в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа.
В кругу обсуждаемых вопросов конференции: разработка нормативно-правового акта, определяющего отрасль нефтегазосервиса в качестве отдельного объекта правового регулирования; господдержка нефтегазосервисных компаний, обеспечивающих реальные возможности для импортозамещения.
Свое мнение о поднимаемых темах Агентству нефтегазовой информации озвучил и заместитель генерального директора юридической фирмы «Алекс-БИКО» Дмитрий Кошелев. Анализируя ситуацию, в которой оказался отечественный нефтесервис, он констатировал тот факт, что отрасль сегодня оказалась, образно говоря, между молотом и наковальней.
- С одной стороны, мировой рынок нефтесервисных услуг давно сложился, места заняты и поделены. Например, 57 % услуг по геофизическому исследованию скважин оказывает по всему миру исключительно одна компания Schlumberger. До 80 % рынка буровых работ контролирует «большая тройка» в составе опять же Schlumberger, Halliburton’а и Baker Hughes (последние 2 объединились). За 10 лет иностранцы сумели увеличить контролируемую ими долю российского рынка с 15 % до 65 %.
С другой стороны, вмешалась высокая политика. Пусть даже доля нефтегазового сектора в ВВП России, по оценке оптимистов, не превышает 20 %, этого достаточно, чтобы обслуживающие нефтегазовый сектор технологии стали критичными для безопасности государства. Неслучайно поэтому российская нефтегазовая промышленность попала в 2014 году под прицел секторальных санкций, которые по аналогии со старым недобрым КОКОМом призваны ограничить предоставление нашим добывающим компаниям передовых западных технологий.
Именно последнее, по замечанию Кошелева, заставляет задуматься о развитии собственной технологической базы нефтесервисных услуг как одном из условий национальной безопасности. В истории есть хорошие примеры создания с нуля собственных, национальных отраслей нефтесервиса, такой опыт, например, был в Норвегии и Китае. «Оба государства осознали, что если международный рынок нефти и газа контролируют крупные монополии, то для успешного противостояния им необходимо создавать собственные монополии: в Норвегии на эту роль назначили Statoil, в Китае – CNPС», - отметил спикер.
Далее, по его словам, вполне естественно, что национальные нефтегазовые компании предпочитали размещать заказы среди национальных же нефтесервисных компаний. «Китай просто и бесхитростно ограничивает иностранные инвестиции в отдельные отрасли, имеется такое ограничение и для нефтесервиса. В то же время Норвегия выбрала гибкую лицензионную политику. Прежде всего, лицензии на разработку месторождений выдавались преимущественно тем иностранным нефтяным компаниям, которые отдавали приоритет в закупке продукции норвежским поставщикам. С 1979 года правительство дополнительно начало навязывать получателям лицензий так называемые «соглашения доброй воли», которые обязывали передавать норвежской стороне ноу-хау, а также заказывать НИОКР местным компаниям и лабораториям», - вспомнил Дмитрий Кошелев.
Однако чужой пример, по его словам, России не подходит. Попытка наложения его на отечественные компании показывает, что условия для развития нефтесервиса здесь имеются, но – не работают. «РФ нет необходимости искусственно наращивать государственное влияние в нефтедобыче, ведь оно и без того немалое: в 2014 году принадлежащие государству Роснефть и «Газпром нефть» добыли на двоих 45,7 % всей отечественной нефти. Тем не менее опорой для отечественного нефтесервиса эти компании не стали, - отметил Дмитрий Кошелев. - Наоборот, если в частном ЛУКОЙЛе срок оплаты работ и поставок составляет 30 дней, то в государственных компаниях - 90 дней. Следовательно, с Роснефтью, например, удобнее работать иностранным поставщикам, потому что у тех лучше условия доступа к кредитному плечу».
При этом уверен спикер, российское правительство может оказать воздействие на государственные нефтегазовые компании - Газпром и Роснефть, чтобы они осуществляли закупки только у отечественных поставщиков. На оба госпредприятия распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (это закон о закупках для компаний с госучастием). Согласно ему, правительство имеет право издать постановление, которое обяжет совершать закупки только у российских поставщиков. Однако за прошедшие уже почти 4 года оно до сих пор не издано. Далее, этот же самый закон уполномочивает правительство устанавливать для компаний с госучастием особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, вспомнил Дмитрий Кошелев. Многие нефтесервисные предприятия относятся к среднему бизнесу (согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, это подразумевает штат работников до 250 человек и годовую выручку до 1 млрд. рублей). Казалось бы, имеющая в законе зацепка позволяет правительству навязать государственным нефтяным компаниям послабления для нефтесервиса: сокращенные сроки оплаты работ или даже авансирование.
Правительство утвердило своим постановлением от 11 декабря 2014 года № 1352 Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, однако этот документ не так чтобы сильно облегчает положение малых и средних компаний, документ является скорее формальным исполнением положений закона. «И еще один пример. По аналогии с Китаем, пункт 2 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает возможность устанавливать ограничения для иностранных инвестиций в определенные отрасли, в том числе с целью обеспечения безопасности государства. Более подробно вопрос раскрыт в Федеральном законе от 29.04.2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Пункт 39 ст. 6 закона к видам деятельности, имеющим стратегическое значение, относит геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Казалось бы, все продумано, интересы государства соблюдены. Однако не очень понятно, относится ли пункт к тем организациям, которые обладают лицензией на месторождение, или к тем, кто непосредственно выполняет работы? Поэтому, несмотря на очень хороший закон, обязанная соблюдать наложенные на Россию санкции Schlumberger тем не менее спокойно приобретает крупнейшую российскую нефтесервисную компанию Eurasia Drilling Company. И чего тогда стоят лозунги про импортозамещение?», - подытожил Дмитрий Кошелев.
Получается, по наблюдениям спикера, что законодатель вроде бы дает рычаги для становления отрасли как национальной, в то же время исполнительная власть не торопится их использовать. Однако какие-то недоработки со стороны власти можно частично исправить с помощью активной позиции регионов.
«По подсчетам специалистов, в среднем по УрФО доля бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов в финансировании технологических инноваций в 10 раз ниже, чем в среднем по РФ. Стало быть резерв финансирования инновационной деятельности в регионах есть, потому имеет смысл инициировать создание на областном уровне программы развития нефтесервисных предприятий, - отметил спикер. - Какого рода может быть эта программа? В период низких цен на нефть в 1980-х года в Великобритании действовала программа CRINE (Cost Reductions in a New Era), а в Норвегии программа NORSOK (Norsk Sokkels Konkurranseposisjon), которые предусматривали участие государства в финансировании разработки новых технологий, снижающих себестоимость нефтедобычи».
Сегодня наблюдается схожая ситуация: также наступило время низких цен, а нефтяные компании требуют от подрядчиков снижения расценок. Эффективным средством снижения себестоимости, по мнению Кошелева, может стать функционально-стоимостный анализ (ФСА, value analisys). В 1982 году в СССР были утверждены Основные положения методики проведения ФСА, однако распад Союза не позволил довести внедрение метода до конца. В то же время в США начиная с 1996 года проведение функционально-стоимостного анализа документации по госзакупкам является обязательным. «В 1986-1990 годах один рубль, затраченный на проведение ФСА, давал для советской электротехнической отрасли от 5 до 15 рублей экономического эффекта, - подсчитал спикер.
По его словам, если удастся сохранить такую же статистику для нефтесервиса (а сохранить ее поможет привлечение к выполнению ФСА специальных аккредитованных организаций), «трудно придумать более рациональный способ» бюджетной поддержки отрасли.
Просмотров 988
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^