$86.66 -0.93%
$ 69.34
€ 75.41

Сергей Кононенко: модернизация угольной промышленности требует консолидации участников рынка

30 мая 2022/ 07:55


Москва. В российском ТЭК угольная промышленность занимает особое место. Отрасль всегда находилась в тени нефтегазового комплекса и электроэнергетики, но развивалась стабильно во всех отношениях. О том, как сегодня обстоят дела у российских угольщиков Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт по энергетическому машиностроению Сергей Кононенко.

- Угольную промышленность с 90-х годов (уникальная ситуация для России с ее кадровой чехардой) курировал опытный заместитель министра энергетики Анатолий Яновский. Под его руководством добыча угля в нашей стране превысила 400 млн тонн, чего не удавалось достигнуть РСФСР в советские годы. По итогам 2021 года установлен исторический рекорд экспорта угольной промышленности, который составил 227 млн тонн. К концу 2021 года добыча угля в России практически вернулась к допандемийному уровню 2019 года и составила 438 млн тонн, на 8,6 % превысив уровень 2020 года. Поэтому можно утверждать: угольная промышленность имеет компетентное руководство и успешно развивается. К сожалению, основная опасность подстерегает угольщиков со стороны смежных отраслей, в первую очередь угольного машиностроения.

Зависимость угольной промышленности в России от импорта выше, чем в нефтегазовой отрасли. В бытность заместителем директора департамента Минпромторга России мне приходилось курировать вопросы импортозамещения в ТЭК. Знаю, какое внимание уделялось нефтегазовому машиностроению. Сколько было шума, когда закрывали далеко не самый крупный Волгоградский завод буровой техники. В угольном машиностроении все иначе. Так, закрытие флагмана отечественного угольного машиностроения — Юргинского машиностроительного завода — прошло тихо и незаметно. Ликвидация легендарного завода, который пережил лихие 90-е, произошла в благополучном 2020 году. При этом руководство Ростеха, владеющее заводом, внятно не объяснило нам всем причины неожиданного решения.

В настоящее время доля горно-шахтного и горнотранспортного оборудования иностранного производства в угольной промышленности достигла 80–85 %, по отдельным позициям — свыше 90 %. Речь об очистных комбайнах, дизелевозах для подземных горных работ, многоковшовых экскаваторах и погрузчиках. При этом высока доля оборудования, поступающего из недружественных стран. При формировании рейтинга поставщиков оборудования и материалов для угольной промышленности мы столкнулись с тем, что львиная доля оборудования закупается у компаний из США, Польши, Японии и других стран, которые активно присоединились к санкциям против российской экономики.

Важнейшая задача состоит в обеспечении работоспособности уже закупленного американского, польского, японского и иного импортного оборудования. Нужно решить проблему с обеспечением поставок запасных частей. Что-то можно произвести в России методом обратного инжиниринга, что-то — ввезти по схеме параллельного импорта, что-то заказать в Китае, но проблему надо решать незамедлительно.

Необходимо разработать программу производства современных видов горнодобывающей техники, в том числе предусматривающую производство очистных и проходческих комбайнов, крепей, буровых станков, расширение производства экскаваторов и карьерной техники, имеющих гарантированный коэффициент технической готовности на уровне не ниже 95 % и коэффициент использования на уровне не ниже 90 %, — это, по мнению угольных компаний, критически важный критерий качества и безопасности горно-шахтного и горнотранспортного оборудования.

При этом должны быть обеспечены гарантии соответствия заявляемых производителями горно-шахтного и горнотранспортного оборудования технических характеристик российского оборудования фактическим эксплуатационным показателям, создана складская и сервисная инфраструктура, позволяющая проводить текущие и капитальные ремонты ГШО в режиме, который обеспечивает зарубежная техника, не имеющая российских аналогов.

В этой связи представляется целесообразным внедрить в России опыт Польши, где производители горно-шахтного и горнотранспортного оборудования предоставляют покупателям своей продукции гарантию полного покрытия убытков, которые могут возникнуть в связи с отклонением проектных показателей работы оборудования от фактических. Одновременно считаем необходимым создание специальных полигонов и стендов, позволяющих в реальных условиях тестировать новую технику, исключая риск для жизни и здоровья работников угольной промышленности в процессе отработки опытных образцов. Также необходимо обнулить пошлины на некоторые виды горно-шахтного и горнотранспортного оборудования для нужд горнодобывающей промышленности.

В условиях санкционных ограничений многие угольные компании оказались в ситуации, когда они вынуждены осуществлять добычу и переработку угля без дополнительных инвестиций в приобретение нового оборудования. В связи с этим в ближайшее время необходимо решить сложную логистическую задачу по обеспечению поставок из-за рубежа запчастей, комплектующих и расходных материалов, аналоги которых не производятся в России.

Стоимость кредитов на приобретение российского оборудования в несколько раз превышает стоимость кредитов, которые предоставляют потребителям горно-шахтного и горнотранспортного оборудования эксимбанки Польши, Германии, Китая, США, Великобритании и других стран. В этой связи необходимо разработать для предприятий угольной промышленности программу льготного финансирования закупки российского оборудования по ставке 3–5 % годовых на пять лет по аналогии с тем, как это сделано для машиностроительных предприятий, которые финансирует госбюджет.

Нельзя не остановиться на стоимости промышленной продукции для угольной отрасли. Сегодня ценовая ситуация весьма нестабильна. Курс национальной валюты, стоимость металла, различные ограничения — все это влияет на цену материалов и оборудования для угольной отрасли. В нефтегазовом комплексе ежемесячно открыто публикуются индикативные цены на основные виды продукции. В нефтегазе есть несколько позиций, которые определяют 70–80 % текущих закупок любой нефтегазовой компании: трубы, кабель, пропант, ЭЦН, метанол и пр. Номенклатурный перечень большой, поэтому из него выбираются самые ходовые типоразмеры по аналогии с ценой автомобиля в базовой комплектации (цены на остальные модели производные), и индикативные цены на них публикуются ежемесячно.

Например, если цена меди на Лондонской бирже поднялась на 5 %, а кабельщики повысили стоимость на 40 %, то это необоснованное завышение. Поэтому нефтяные компании публикуют иные индикативные цены. Публикация индикативных (справедливых) цена важна для рынка, ведь она дает ориентиры всем: покупателям, продавцам, госструктурам. Индикативные цены особенно актуальны при нестабильной ситуации на рынке. Полезно рассмотреть вопрос о публикации (по аналогии с нефтегазовым комплексом) индикативных цен на основные виды продукции для угольной отрасли.

Необходимо проработать вопрос об организации локализации производства зарубежного горно-шахтного и горнотранспортного оборудования дружественных стран на базе российских предприятий, входящих в состав вертикально интегрированных компаний, специализирующихся на добыче, обогащении и переработке угля, в том числе с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства и региональной кластеризации.

Необходимо остановиться на стандартизации и унификации закупочных процедур. Сегодня каждая угольная компания проводит отбор поставщиков по своим правилам. В нефтегазовом комплексе проблема решается с помощью Института нефтегазовых технологических инициатив (АНО «ИНТИ»). Впервые идею создания независимой общеотраслевой структуры по импортонезависимости в ТЭК озвучил в 2020 году руководитель ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков при открытии проекта «ЗапСиб-2».

Президент России Владимир Путин тогда поддержал идею и рекомендовал нефтегазовым компаниям присоединиться к этой инициативе. После введения масштабных санкций, когда стала понятна стратегическая роль ИНТИ в реализации импортонезависимости ТЭК, 14 апреля 2022 года в Ново-Огареве Владимир Путин отметил: «Прошу Правительство при участии бизнеса и Института нефтегазовых технологических инициатив обеспечить переход от иностранных отраслевых систем стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности к отечественным системам. Сделать это нужно не откладывая — до конца текущего года. Для стимулирования импортозамещения в нефтегазовой и нефтехимической промышленности нужно четко понимать потребности и интересы компаний. В этой связи считаю правильным проработать варианты консолидации спроса и ресурсов в этой сфере, сформировать своего рода общие пакеты заказов на проектирование и изготовление именно той продукции, техники и оборудования, которые необходимы всем нашим энергетическим компаниям. На этих направлениях и нужно сосредоточить силы и средства в первую очередь».

В настоящее время ИНТИ — уникальная структура, которой удалось консолидировать усилия отечественных компаний нефтегазового комплекса в сфере импортонезависимости. Институт нефтегазовых технологических инициатив — не институт в прямом смысле этого слова, а площадка для совместного решения стоящих перед ТЭК вызовов и задач. Особенность ИНТИ в том, что работа ведется не за счет освоения госбюджета, а за счет средств самих нефтегазовых компаний и привлечения ведущих экспертов из заинтересованных организаций. Подход гарантирует, что созданные продукты не положат под сукно или на полку. Все работы ИНТИ востребованы и необходимы для реализации инвестпроектов в нефтегазовом комплексе. ИНТИ разрабатывает стандарты на технику и технологии, которые принимаются как производителями и потребителями нефтегазового оборудования, так и инжиниринговыми компаниями. ИНТИ обеспечивает формирование квалифицирующих организаций и испытательных центров, где можно проверять оборудование на соответствие этим стандартам и формирование единой базы проверенных поставщиков. Понятно, что подобная структура, консолидирующая участников рынка, необходима и в угольной отрасли.

Отдельно необходимо остановиться на кадровой проблеме. Как я уже отмечал выше, удивляет индифферентное отношение Минпромторга и Ростеха к проблеме Юргинского машиностроительного завода, десятков важнейших заводов угольного машиностроения. Вопросами машиностроения для ТЭК занимаются люди, далекие как от ТЭК, так и от машиностроения. Даже имея производственный опыт, работая в промышленности, в частности заместителем генерального директора «Уралхиммаша», генеральным директором «Уралэлектротяжмаша», реализуя проекты по модернизации Ижорского завода, я сомневался, потяну ли работу в министерстве. Сегодня дошло до абсурда: импортозамещение курируют чиновники не только без производственного опыта, но и даже без технического образования. Проблемами модернизации угольной отрасли, вопросами импортозамещения должны заниматься специалисты, которые хорошо разбираются в этой технике и кому на этой технике работать. Профессионализм, опыт и знания реального сектора и техники специалистов Минэнерго, как бы ни казалось это парадоксальным, выше, чем у кураторов машиностроения в промышленном министерстве. Кроме того, Минэнерго ближе к заказчикам оборудования — угольным компаниям.

В интересах реального импортозамещения, а не освоения бюджетных средств необходимо консолидировать угольные компании на площадке Минэнерго. Сделать это можно в формате Координационного совета по модернизации угольной промышленности. С другой стороны, необходимо собрать выжившие предприятия угольного машиностроения, поставщиков угольной промышленности, чтобы было с кем вести диалог. Многие компании нам удалось выявить в ходе подготовки рейтинга поставщиков угольной промышленности. К сожалению, с каждым годом российских предприятий становится все меньше. Поэтому оставшиеся российские предприятия можно поддержать, консолидировав их в консорциумы для реализации проектов по модернизации угольной отрасли. В самое ближайшее время необходимо перейти от слов к делам, чтобы сохранить научно-технический и производственный потенциал российской промышленности, используя его для развития отечественной угольной отрасли.

Просмотров 12259
+ х
Комментарии
Базилевич Георгий Юрьевич
25.07.2022

Вот кто должен быть заместителем министра, а не Осьмаков и Иванов. Просто стыдно за это министерство. Позор!

Малахов Юрий Валентинович
07.07.2022

Дельные предложения которые нужно реализовывать вместе.

Ирина Олеговна
16.06.2022

Материал вызвал бурную реакцию в министерстве ))) Мне сказали, что хотели совещание собрать
у министра по этому вопросу, но в последний момент отменили. Представляю, как давили на редакцию, чтобы материал сняли.

Сергей К.
14.06.2022

Сергею Н.
Уважаемый, Вы задумывались над тем, что "Серёге" никто не предлагал возглавить Юргинский машзавод и вряд ли предложит.
А вот то, что столь крупным машиностроительным комплексом руководит "девушка", яркое подтверждение кадровой политики, о которой и было упомянуто.

Сергей Н.
10.06.2022

Не однажды уже пережёванная информация. Давайте ещё раз пожуём?! Общие слова - вот что не даёт возможности реально что-то делать. Если Серёга свой в доску - пусть приедет и возглавит Юргинский машзавод и на деле покажет свою "крутость". А пока Юрмашзавод вытягивать пытается девушка в роли директора, которая не мелькает в соцсетях...

Игорь Боксерман
01.06.2022

Работал с Сергеем на Уралэлектротяжмаше. Производственник, не балабол, наш человек. Молодец, что смело высказался о гуманитариях, курирующих российское машиностроение. Это, как сказано у Булгакова, "просто позор"

Виктор Иваныч
31.05.2022

Что-то все минпромторг хают

Сергей И.
31.05.2022

Все правильно написано!

Дробот Сергей Витальевич
30.05.2022

Мощно долбанули по Минпромторгу

Марков Дмитрий Ильич
30.05.2022

Грамотный анализ и толковые предложения. Приятно, что машиностроители занялись и угольной отраслью.


Последние комментарии к новостям

25.01.2023
Цена газа в Европе находятся около $640 за 1 тыс. куб.м

26.01.2023 сигизмунд пукерман

а говорили что пропадут без нашего.Что сделать такое что бы в россии упала цена. Бабка за отопление в деревне по 3.5 т руб платит. А дровами топила на 2т в месяц

24.01.2023
Биржевые цены на дизель в России падают в преддверии эмбарго ЕС

24.01.2023 Георгий

Вы ,ты! Для кого эти комментарии
Только за последнюю неделю в Владивостоке цена на дизель на Альянсе поднялась на 30коп 1л 62,58р и это самый дешёвый

06.01.2023
Молдавия получила от США $30 млн на компенсацию за теплоэнергию

06.01.2023 Андреева Тамара

Отдавать чем будут? Виноградом)))

30.09.2020
Нефть на дне Байкала: что ждет озеро при добыче углеводородов

29.12.2022 рудковский артем алексеевич

так на дне байкала целое хранилище танков и машин всякой всячины

17.10.2022
Глава Башкирии пожелал миру самой холодной зимы в истории

25.12.2022 Прудников Игорь

Это он не со зла, должность обязывает! А дома с семьей он добрейший человек!

14.12.2022
Россия в ноябре увеличила нефтяной экспорт до максимума с апреля

23.12.2022 Вершинин Александр Николаевич, мне 73года

Целиком и полностью поддерживаю предложения Шкиль Николая Ивановича по пополнению бюджета страны,особенно п.п.3 и 4( возврат прогрессивного налога;урезание числа чиновников,в т.ч и Госдумы и урезание из зарплат)

19.12.2022
Александр Романихин: импортозамещение надо избавить от чиновников из агентств и фондов

21.12.2022 Леонид

При Юрие Дмитриевиче Маслюкове рост был прекрасный. Оставили бы его, сейчас Россия на ином уровне развития находилась бы.
Хорошо, что пишет информагентсво

04.10.2022
В Нижневартовске планируют установить новые остановки

06.10.2022 Евгений

Новость - пустышка! Явно заказная или в угоду администрации, так как самое важное - цена работ не указана! В Нефтеюганске 4 остановки за 9лямов строят , а городских туалетов как не было так и нет ...

28.09.2022
Игорь Юшков: Авария на СП-1 и СП-2 - это большая проблема для Европы

29.09.2022 Марс

Почему вы переживаете за ЕС ето их проблемы.


^