$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Разрешимые и неразрешимые проблемы отечественного нефтесервиса

Анастасия Дьякова
03 ноября 2022/ 10:52

Москва. Российский нефтегазосервис переживает непростые времена. По мнению участников рынка перенастройка требуется не только в части расширения производственных линеек, сдвига в сторону импортозамещающих продуктов, но и во взаимоотношениях с ВИНКами, государством.

1 ноября в Москве в рамках конференции "Нефтегазсервис-2022" прошел круглый стол "Импортонезависимость российского нефтесервиса". Среди участников дискуссии не было аналитиков и прогнозистов, диалог вели работники крупных сервисных предприятий, машиностроители, представители ВИНКов.

Детальный разбор состояния российского нефтегазосервисного рынка в своем докладе провел главный инженер ООО «Эриэлл Нефтегазсервис» (ЭНГС) Александр Миленький. По его оценке, основной сектор проблем, связанный с импортозамещением – это горизонтальное бурение, в том числе под мультистадийное ГРП.

«Здесь чувствуется, что «четверка» («большая четверка» - Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford, - прим. ред.) стала сильно просаживаться. Ремонтироваться нечем. Происходят отказы их оборудования – датчиков, пульсаторов – всего, что находится под землей и работает в агрессивных условиях: температуры выше 100, давление выше 600, абразивные свойства раствора. Baker Hughes, Schlumberger уже не могут держать ту планку, которая была пять лет назад», - отметил Александр Миленький.

Анализируя происходящее, в ЭНГС начали продумывать модель собственного сервиса и расширять спектр работ на оборудовании, которое производится в России или возможно поставить из дружественных государств.

«Мы получили неплохой опыт бурения несложных скважин собственным сервисом. Появляются первые ласточки в таких вещах, как роторные управляемые системы. Есть несколько компаний, кто уже начал это делать и проводить испытания в полях», - подчеркнул главный инженер ЭНГС.

В этом вопросе предприятие контактирует с ООО «Башнефтегеофизика», ООО «ГЕРС Инжиниринг», «Лидер Интех».

Второй сегмент, где сервисники отмечают проблемы в области импортозамещения, по словам Александра Миленького, – LWD – каротаж во время бурения. Однако и здесь уже виднеется проблеск надежды в виде таких предприятий, как НПП ГА «Луч», НПП «Бурение».

«Параллельно мы видим, как Baker Hughes, Schlumberger ищут маневры, пытаются завозить свое оборудование. Значительную часть этого оборудования они локализуют в РФ. Почему бы и нет? – отметил представитель ЭНГС. - Несмотря на то, что эти бренды имеют западную историю происхождения, там работают наши российские специалисты, которые погружены во все проблемы».

Третий сектор, который затронул Александр Миленький - Completion, заканчивание скважин. Российские предприятия в этом направлении тоже «поднимают голову». Так, спикер отметил работу заводов «Сиббурмаш», «НКМЗ».

«Есть сложности с оборудованием высоколегированных сталей – хром 13 (13% хрома). Но в спайке с металлургами, я думаю, и наши научатся делать эти заготовки», - добавил Миленький.

Перспективы отечественных предприятий в части Completion отметил и заместитель генерального директора, главный инженер ООО «Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция» Роман Тойб.

Он привел в качестве примера свой опыт работы с компанией «АКРОС» на Куюмбинском месторождении в Красноярском крае, где они смогли обойтись в этом году без зарубежных поставок комплектующих по части направлений.

Однако острый дефицит для нефтегазосервиса в части импортозамещения, по словам Романа Тойба, наблюдается в наземном оборудованим (электроника, начинка).

«Параллельный импорт существует, но там длинные сроки доставки, высокая цена... Наши отечественные буровые установки, например Уралмаш, работают во многом на зарубежном оборудовании, в части энергообеспечения. При выходе из строя которого, альтернативы у нас в стране нет. Приходится искать, но я повторюсь, это другие затраты», - отметил он.

Оборудование, услуги – это лишь малая часть айсберга, по мнению участников дискуссии. Решать проблемы в секторе надо на более глобальном уровне. Один из ключевых моментов в этом вопросе – введение единой стандартизации услуг. Напомним, в сентябре вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал, что в России создают единый стандарт сертификации нового нефтегазового оборудования. Предварительно, эти стандарты могут легализовать на Ближнем Востоке. Но отметим, разработка национальных стандартов находится на начальном этапе.

«Инициативу правительства надо поддерживать и развивать по всем направлениям. Зачем компаниям тратить время и деньги, чтобы проходить аккредитацию у всех мейджоров, подстраиваться под каждого? Мало того, мы знаем, что в рамках одного и того же месторождения, у разных заказчиков могут быть разные требования. Это дополнительные трудности, которые решает нефтесервис и как следствие они (трудности) влияют на удорожание конечного результата – добытой тонны нефти. Это надо исправлять», - подчеркнул Роман Тойб.

Еще один важный момент, который отмечают сервисники и машиностроители – это взаимоотношения с ВИНКами. Сложности начинаются с фразы «Вы должны подписать контракт на наших условиях», заканчивая длинным периодом оплаты услуг – 90 дней.

«Машиностроители сегодня финансируют нефтегаз. Нигде такого нет. И считается, что это норма: вы нам изготовьте, поставьте, а мы вам через 90 дней оплатим. Как в таких условиях можно развиваться? – говорит председатель правления АО "Машпром" Эдуард Гарибян. - Вы сами порубили сук, на котором сидите. За 20 лет ВИНКи задвинули машиностроение на задний план. Мы потеряли 18 тыс. предприятий, которые изготавливали нефтегазовое оборудование. Они просто ушли с рынка. И сегодня ушли американцы, не сегодня завтра могут уйти китайцы, а дальше что?».

Однако генеральный директор ООО «АКРОС» Петр Рябцев отметил, что не все российское – значит хорошее.

«Мы как сервисные предприятия обязаны сделать качественный сервис по доступной цене. Если российский подрядчик, производитель, делает качественную продукцию по конкурентной цене, его с зубами оторвут. Продвигать то, что некачественное и дорогое, только потому что оно российское – это нонсенс. Мы сделаем только хуже. У нас не будет никакого импортозамещения… Свято место пусто не бывает», - подчеркнул он.

Участники дискуссии не раз делали отсылку к тому, что ВИНКи и государство в это непростое время должны идти навстречу сервису. Со своей стороны представитель крупной нефтегазодобывающей компании подчеркнул, что хорошего российского подрядчика с качественным продуктом нефтяники действительно всегда ждут и даже «с руками оторвут». Но условия работы таковы и участники рынка с ними согласны.

В ответ председатель правления АО "Машпром" отметил тот факт, что за последние годы ситуация сложилась таким образом, что отечественному производителю, в том числе и машиностроителю, проще «зайти в российские проекты» через Запад. 

«Иногда проще вывести проект зарубеж и оттуда завести его в Россию. И тогда компании платят вперед, думая, что это зарубежная разработка», - отметил Эдуард Гарибян.

«Эта опция, я так понимаю, скоро закроется?», - поинтересовался представитель ВИНКа.

«Ну нет. Пока вы платите, все работает», - ответил Гарибян.

Просмотров 24279
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^