Виктор Потысьев: Инновационные процессы в автоматизации нефтегазовой отрасли ускоряются
Москва. Освоение добычи нефти на океанском шельфе растет. Однако работы идут не так быстро, как хотелось бы: бурение под водой - дело непростое и очень затратное. Компаниям нужна надежная оперативная аналитика того, что происходит под водой и землей. Такие передовые методы предлагает и внедряет петрофизик Виктор Потысьев. В беседе с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации он рассказал, как работают авторские скрипты обработки данных и как их используют гиганты нефтегазового рынка.
- Виктор, у Вас довольно редкая специальность, на стыке геологии и физики. Расскажите, как вы стали петрофизиком?
- В профессию я пришел почти случайно. Изначально хотел быть программистом, но почему-то решил, что не пройду на факультет информационных технологий по баллам. Потом выяснилось, что зря: баллов было более чем достаточно. Но в итоге я учился в Тюменском государственном нефтегазовом университете в институте геологии и геоинформатики по специальности «Геофизические методы исследования скважин». После этого поступил в аспирантуру, начал писать диссертацию. Одновременно с аспирантурой работал в компании своего научного руководителя, и как раз мы прорабатывали тему диссертации. Это был один из контрактов на научно-исследовательскую работу, которую я выполнял. Я хотел работать в крупной компании, в которой можно было реализовать себя. Поэтому вскоре перешел в Тюменский нефтяной научный центр (ТННЦ). В то время он занимался подсчетом запасов и другими научно-исследовательскими работами, связанными с геологией и лицензированием. Там мне довелось поработать на уникальных месторождениях Российской Федерации, таких как Верхне-Чонское, а также на международных проектах, например, вьетнамском. В ТННЦ я получил довольно серьезный разнообразный опыт, потому что занимался нестандартными вещами. Мы выполнили первый проект сейсмической инверсии в этой компании, я занимался подготовкой данных ГИС. Считаю, что полученный за три года опыт был интересным и значимым.
- В дальнейшем Вас приглашали в такие известные компании, как «Сахалинская Энергия», Equinor, Exxon, занимающие лидирующее положение в нефтегазовой отрасли. Какой этап профессиональной карьеры вы считаете самым интересным?
- Очень сложно выделить какой-то этап, потому что каждый уникален и запомнился чем-то своим. Работа в ТННЦ дала обширный опыт в разных частях петрофизики, работа в «Сахалинской Энергии» - это операционный опыт и возможность посмотреть на взаимодействие с компаниями-подрядчиками, новые приборы, технику и методы исследования. Также она позволила взглянуть на исследовательские центры за рубежом в Гааге и Хьюстоне.
Во время работы в Equinor я получил более плотный и интересный опыт, связанный с петрофизической моделью работы внутри мультидисциплинарной группы и обменом данными между несколькими компаниями одновременно. В процессе работы мне удалось ознакомиться со всеми проектами, в которых участвовала компания Equinor по всей России. Они были достаточно необычными: Доминик, Восточная Сибирь, Тимано-Печора. Таким образом, география моей работы расширилась, и вместе с ней расширились опыт, знания и понимание различий психологии и внутренней «кухни» российских и зарубежных компаний.
- В настоящее время Вы работаете в компании Advantage Energy, специализирующейся на оценке запасов. В чем заключаются ваши обязанности?
- Занимаюсь подсчетом запасов по международной классификации PRMS (Petroleum Resources Management System) и SEC (U.S. Securities and Exchange Commission) для наших клиентов в Российской Федерации. Международная оценка запасов необходима для торговли акциями компании на международных торговых площадках и как подтверждение и сравнение запасов на международном рынке. Основные обязанности включают подготовку результатов и интерпретацию материалов ГИС с целью подсчета запасов, разработку таблиц средневзвешенных параметров по пластам. Специфика работы, как я уже говорил, заключается в огромном объеме данных, которые проходят через специалиста в кратчайшие сроки на проекте.
- Скрипты-интерпретаторы очень важны для развития нефтегазовой индустрии. Как вы пришли к их созданию?
- Этот инструмент позволяет, во-первых, ускорить работу, а во-вторых, стандартизировать ее, что гарантирует одинаковый результат вне зависимости от настроения или внимательности работника. Поэтому я предпочитаю переложить рутинные задачи на плечи компьютера. Например, еще будучи в ТННЦ, я создал скрипт, который из таблицы результатов интерпретации формировал таблицу средневзвешенных параметров по пластам. В «Сахалинской Энергии» разработал скрипты для автоматизации отчетности. В целом, использование скриптов помогает уменьшить нагрузку рутины на человека, освобождая время для более осознанной и продуктивной работы. В настоящее время продолжаю улучшать свои разработки, и одна из них даже доступна на GitHub. Использование скриптов и автоматизации позволяет мне сократить время на выполнение задач, что повышает эффективность работы и дает возможность сосредоточиться на более важных аспектах проекта.
- Вы разработали инновационные скрипты для ускорения процесса интерпретации для «Сахалинской энергии» и «Эквинора», что позволило им сэкономить сотни тысяч долларов. Как именно работает Ваша методика?
- Использование ГИС в интерпретации геологических данных действительно является критически важным для нефтегазового бизнеса. Простой скважины может стоить порядка $1000 в час, и никто не хочет таких издержек. Именно поэтому я разработал скрипты для ускорения процесса интерпретации, чтобы предотвратить такие ситуации, за что получил благодарственное письмо от «Сахалинской Энергии» и премию. Эти скрипты были своего рода первой версией и позволили избежать простоев при подготовке заканчивания скважин.
Ранее таблица для заканчивания готовилась вручную и процесс занимал довольно много времени. Я смог оптимизировать существующие скрипты и процесс, и в результате подготовка таблицы занимала всего около получаса. Это был целый проект по улучшению, в котором участвовали разные специалисты, каждый на своем участке: инженеры по заканчиванию, разработчики и специалисты по согласованию. Мы смогли сократить количество времени, труда и затрат, а также улучшить и ускорить процесс согласования работ.
В настоящее время я продолжаю развивать это решение, и теперь оно стало более универсальным, позволяя подготавливать любые материалы ГИС для интерпретации. В научно-исследовательском центре использование автоматизации также имеет ряд преимуществ. Во-первых, время, затрачиваемое специалистом на подготовку таблицы результатов интерпретации, может быть значительно сокращено. Во-вторых, автоматизация позволяет избежать проблемы разных интерпретаций одних и тех же данных разными специалистами, тем самым нивелируя неопределенность в оценке запасов. Изменение запасов на 10% и более требует сильной доказательной базы при утверждении этих запасов в государственной комиссии по запасам, особенно если речь идет о снижении. Использование автоматизации позволяет исключить одну из переменных этого уравнения, что является значительным плюсом для компании и уменьшает риски.
- У вас есть статья «Автоматизация подготовки данных геофизических исследований скважин», в которой вы подробно рассказываете о скриптах. Что побудило вас написать ее?
- Статья, о которой вы говорите, является отражением моего практического опыта по автоматизации подготовки данных для интерпретации и автоматизации самой интерпретации при работе в условиях супер-эксплуатационного бурения. На месторождении одновременно работали две буровые установки, и планировалось вводить еще три, что увеличило бы нагрузку на специалиста интерпретации ГИС более чем в два раза. Поэтому данные скрипты были жизненно необходимы для ускорения интерпретации, и мне удалось сделать это таким образом, что привлечение человека было сведено к минимуму. Могу точно сказать, что в компании, где я раньше работал, этот набор скриптов до сих пор используется при интерпретации данных месторождения. Это позволяет им выдавать интерпретацию быстрее, чем если бы они делали это вручную, потому что скважины очень длинные, их много, а месторождение очень сложное.
На данный момент я опубликовал вторую статью, в которой описываются некоторые улучшения в работе данного скрипта. Он теперь используется не только для эксплуатационного бурения, но и для любых скважин. Уровень автоматизации остался тем же, но круг решаемых задач расширился.
- Написанные Вами скрипты уже оказали существенное влияние на индустрию, так не рациональнее ли оставить их за собой в качестве эксклюзива?
- Конечно, нет! Ведь речь идет не только о выгоде конкретной компании, а о развитии целой огромной, я бы сказал, фундаментальной отрасли. Самый простой и очевидный способ распространения своих идей и достижений - это публикация статей и участие в конференциях, что я начал делать еще со студенческих времен. Однако, когда я пришел работать в «Сахалинскую Энергию», уже более приближенную к производству, было сложнее найти время на распространение своих идей, так как был занят выполнением конкретных задач. Некоторое время я не понимал, что мои скрипты могут помочь не только мне или моим коллегам, но и всей индустрии. После того, как перешел в другую компанию и передал свои скрипты следующему научно-исследовательскому институту, я осознал всю силу своих разработок. Теперь для распространения идей можно использовать не только конференции и научные журналы, но и специальные онлайн-сервисы, такие как GitHub, где исходный код моего последнего скрипта находится в открытом доступе по лицензии открытого доступа. Помимо этого, я читал лекции на портале по петрофизике и являюсь одним из администраторов канала в Telegram, посвященного проблемам петрофизики.
- Как Вы видите развитие методов исследований в ближайшие годы? Что могло бы стать прорывом в этой отрасли?
- Развитие методов геофизических исследований скважин будет связано с увеличением точности этих методов, скорости проведения исследований и безопасности. Компании, особенно международные, не экономят на работе в данном направлении. За последние годы мы видели значительные прорывы, такие как модификации приборов для исследования скважин в процессе бурения, которые раньше были доступны только на кабеле. Например, отбор проб и ЯМК с одновременной регистрацией диффузии. Я полагаю, что в будущем мы будем двигаться в направлении увеличения объемов и качества получаемой информации из скважин, что потребует увеличения ресурсов как при регистрации, так и при интерпретации данных. Следующим этапом может стать улучшение работы с большими объемами данных, в том числе с использованием глубокого машинного обучения для автоматизации рутинных и региональных задач. Еще одним направлением развития может быть использование облачных технологий для сбора, хранения и первичной обработки данных, что позволит инженерам находиться в любой точке Земли и использовать современные компьютеры и технологии.
Есть впечатление, что нефтегазовая отрасль отстала от других областей экономики, таких как банковский сектор или ритейл, в плане автоматизации и применения машинного обучения, облачных и других IT-технологий. Но в ближайшее время мы закроем этот разрыв, поскольку инновации в данной области продолжат ускоряться.
17.06.2016
В Нижневартовском районе открылся дом-музей писателя Юрия Вэллы
Людмила Максимчук, поэтесса, писательница, художница,
член Московской городской организации Союза писателей России
Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…
Хантыйскому поэту Юрию Вэлле (1948–2013)
«Упал твой любимый олень – переступи через него.
Заботься о своём стаде, а не об отдельном олене».
Юрий Вэлла «Из заповедей оленевода»
***
Переступить через оленя не могу –
Хотя и сил не хватит, чтоб его поднять –
Ведь просто не было оленей у меня…
И не читала я следы их на снегу,
И не выхаживала малых оленят,
Не окружала их заботой и теплом…
Не приходилось мне и в чуме ночевать,
И разжигать мне дымокуры не пришлось,
И с чернолицым* за оленя воевать.
Но мысль свободна! Мне достаточно легко
Себе представить Русский Север, срез времён,
Простой народ, который от седых веков
Был славным опытом отцов вооружён.
А тех оленей вижу ясно – как своих,
И… чтобы я преступила через них?..
25 февраля 2019 г.
*Чернолицый – иносказание: медведь.
19.12.2022
Александр Романихин: импортозамещение надо избавить от чиновников из агентств и фондов
Сильное интервью!
15.03.2023
Эстония, Литва и Польша предложили снизить потолок цен для российской нефти до $51,45 за барр.
А этим то какая разница? Сейчас покупают за 2 потолка, дальше будут за четыре покупать. Конечно, если продадим - у нас же запрет, нужно сначала китайцам продать (Лисицыну Сергею Петровичу - что по китайски Ли Си Пет), потом он продаст индусу (Д-лал Н-ич или по русски Джалал Николаевич), за тем продать Эритрее, Эфиопии, Конго - а уж за тем, со всеми наценками на 500% сбагривать шпротникам. Им понравится дух свободной нефти, купят за первый сорт!
27.02.2023
Суд удовлетворил иск Сбербанка о взыскании с "дочки" Glencore почти 118 млн евро
Хорошо что суд принял правильное решение, и банк получит возмещение ущерба
13.02.2023
Запасы газа в ПХГ ЕС больше не рекордные
Вот тебе , бабушка , и Юрьев день !..)(
30.01.2023
Ъ: Нефтекомпании жалуются на отказы РЖД в перевозках в восточном направлении
Больше санкций на Российские энергоносители, больше их достанется нашим потомкам. А то фугуем налево и направо природными богатствами, которые не возобновляются. Кто-то понимает это и старается сдерживать потоки нефти за "бугор", саботируя на РЖД. Правильно делают.
28.01.2023
G7 не против лимита цен в ЕС $100-110 на дизтопливо из России
100 долларов хорошая цена за литр. Пусть берут.
25.01.2023
Цена газа в Европе находятся около $640 за 1 тыс. куб.м
а говорили что пропадут без нашего.Что сделать такое что бы в россии упала цена. Бабка за отопление в деревне по 3.5 т руб платит. А дровами топила на 2т в месяц
24.01.2023
Биржевые цены на дизель в России падают в преддверии эмбарго ЕС
Вы ,ты! Для кого эти комментарии
Только за последнюю неделю в Владивостоке цена на дизель на Альянсе поднялась на 30коп 1л 62,58р и это самый дешёвый
06.01.2023
Молдавия получила от США $30 млн на компенсацию за теплоэнергию
Отдавать чем будут? Виноградом)))