$90.02 -0.09%
$ 94.32 +0.25
€ 100.28 +0.35
               

Обзор рынка электромобилей в России: стоит ли игра свеч

16 февраля/ 11:17

Нижневартовск. В последние годы сфера электромобилей в России набирает все большую популярность. Согласно данным агентства «Автостат», в январе 2024 года в нашей стране продано 1485 новых электромобилей, что в 4,1 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года.

Электромобиль – транспортное средство, которое работает на электрической тяге. В отличие от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в электромобиле установлен электропривод - электродвигатель, который работает от аккумуляторной батареи.

Первый электромобиль был создан в 1890 году американским ученым Уильямом Моррисом. Работая часовщиком в Де-Мойне, столице штата Айова, он тайно оборудовал лабораторию в своем подвале. В ней он вместе со своим напарником инженером-механиком Лью Арнцом занялся конструированием аккумуляторов и самоходных электрических экипажей.

В 1890 году американцы продемонстрировали на параде в Де-Мойне первый электромобиль, оснащённый 4-сильным мотором. Он мог развивать скорость до 32,2 км/ч и вмещал до шести (по другим данным – до 12) пассажиров. Аккумулятор обеспечивал запас хода до 80 км, а перезарядка занимала 12 часов.

В России первый электромобиль появился в 1899 году. Его создателем был русский инженер Ипполит Романов. Электромобиль Романова имел запас хода около 60 км и максимальную скорость 35 верст в час (около 39 км/ч). Масса транспорта составляла 750 кг, из которых 370 кг занимал аккумулятор.

Рынок электромобилей в России

По данным Минэкономразвития, к концу июня 2023 года количество зарегистрированных в России электромобилей составило 30,2 тыс. За первую половину года наблюдался рост более чем на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошло года. А с начала 2022 года рост составил более 77%.

Интересно отметить, что около половины (48,4%) из всех зарегистрированных электромобилей приходится на марку Nissan Leaf. В то же время, согласно данным агентства «Автостат», показатели входящих в ТОП-5 Tesla Model 3, Tesla Model Y, Porsche Taycan и Volkswagen iD.4 не дотягивают и до 7%.

Правительство России в последние годы делает ставку на расширение электромобильного рынка в стране. Исходя из концепции развития электротранспорта, принятой в августе 2021 года, планируется, что к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль будет электрическим, а число электрозаправок в стране вырастет как минимум до 72 тыс.

Электромобили в 2024-м

В январе 2024 года лидером продаж электромобилей в России стал китайский бренд Zeekr, реализовавший 695 экземпляров. На второй и третьей строчках рейтинга расположились отечественные бренды Москвич и Evolute, продав 267 и 111 автомобилей соответственно.

Так, сразу два российских бренда оказались в тройке лидеров рынка новых электромобилей. Кроме них, в ТОП-5 попали немецкий Volkswagen и американская Tesla, реализовавшие 89 и 45 автомобилей соответственно.

Успех Москвича и Evolute обусловлен тем, что эти автомобили представлены на рынке официально, в то время как электрокары остальных трех марок поставляются в нашу страну путем параллельного импорта, отмечает Автостат.

Льготы для россиян

Для владельцев электромобилей с 1 марта 2023 года и вплоть до 2030 года предоставлено право бесплатного проезда по платным дорогам.

В некоторых регионах страны, например, в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на электромобили (гибридные автомобили в данную категорию не попадают) не распространяется транспортный налог. А в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске владельцы электромобилей могут бесплатно пользоваться парковками.

С 1 января 2023 года государство предоставляет возможность компенсировать 25% стоимости (но не более 625 тыс. руб.) при покупке электромобиля российского производства.

Преимущества электромобилей

1. Экономия на заправке . Электричество стоит дешевле бензина. Так, в Москве быстрая зарядка электромобиля в общественных терминалах стоит в среднем 14–20 руб. за кВт/ч, а медленная обойдется владельцам электрокаров в 8-12 руб. за кВт/ч.

В то же время в ХМАО, ЯНАО, а также в Тюменской области, по данным АО «Россети Тюмень», быстрая зарядка «ЭЗС DC» 50 кВт будет стоить 20 руб. за кВт/час, а медленная зарядка «ЭЗС AC» 22 кВт - 10 руб. за кВт/час.

Стоит также отметить, что при частых замедлениях, неизбежных в городском трафике, электромобиль способен вернуть часть потраченной на разгон энергии обратно в аккумуляторы - за счёт рекуперации.

2. Расходы на обслуживание. С электромобилем гораздо меньше хлопот: в нём практически нечему изнашиваться, поэтому на СТО придется обращаться не чаще одного раза в два-три года. Регулярное техническое обслуживание электромобиля обычно сводится к замене салонного фильтра, добавлению (при необходимости) антифриза в систему охлаждения аккумулятора и проверке исправности светотехники.

3. Отсутствие шума от работы двигателя. Электромобилю не требуется дополнительная шумоизоляция в салоне. В салоне электромобиля можно спокойно разговаривать, слушать музыку или наслаждаться тишиной. Кроме того, отсутствие шума двигателя позволяет электромобилям лучше слышать окружающие звуки, что повышает безопасность движения.

Недостатки электромобилей

1. Долгая зарядка. Традиционно электрический автомобиль заряжается 10-12 часов, а быстрая зарядка все равно занимает не менее 30 минут.

2. Наличие зарядных станций. Количество станций для зарядки электромобилей в России сильно отличается в зависимости от региона. Если в крупных городах ситуация с зарядными станциями постепенно улучшается, то в небольших городах зарядок для электромобилей ограниченное количество, особенно, когда речь идет о быстрых станциях. Так, например, в Тюмени на 14 февраля 2024 г. работает 30 заправок (данные 2ГИС).

3. Ограниченное расстояние поездки на одном заряде аккумулятора. Даже современные модели электрокаров с самыми емкими аккумуляторами не могут преодолеть расстояние, которое проезжают обычные автомобили с полным баком бензина или дизельного топлива. Из-за этого электромобили подходят в большей степени только для перемещения по городу и его ближайшим окрестностям.

К тому же, зимой обогрев в электромобиле потребляет значительное количество энергии, поэтому дальность поездки на одном заряде аккумулятора не большая.

4. Высокая цена. Несмотря на отсутствие двигателя внутреннего сгорания и общую простоту конструкции по сравнению с обычными автомобилями, электромобили всё же остаются значительно дороже традиционных машин. По данным Авто.ру, средняя цена нового электромобиля в России к концу второго квартала 2023 года составила 5,9 млн руб., а поддержанного - 3,1–3,2 млн руб.

Преимущества и недостатки по мнению пользователей электромобилей

«Было бы здорово если бы зарядных станций в городе стало больше, т.к. число электротранспорта стремительно растет и очередь для зарядки приходится ждать порой до 2-х часов», - отмечает владелец Хетчбэк Nissan Leaf Василий.

Владелица электромобиля Tesla Model Y Татьяна также указала на то, что возможность подзарядки в черте города не всегда удобна.

«Хоть я и обожаю свою машину, идеальный вариант для ее содержания – собственный дом с гаражом, – говорит Татьяна. - Что касается длительности поездок - смотря сколько ездить. А так нам зарядки хватило от Екатеринбурга до Тюмени осенью! Зимой не проверяли и не рискнули бы, так как по трассе не было места, где зарядить. Заряд батареи зависит от многих факторов: тепло, слушание музыки, социальные сети, игры на мониторе на парковке тоже садят батарею».

«За рулем электромобиля Tesla Model 3 я провел несколько дней, - рассказывает Александр. - Такая машина требует определенного образа жизни. Если вы живете в многоквартирном доме, то не всегда есть возможность зарядить его. Когда возвращаешься домой после работы, а все свободные места во дворе уже заняты, найти подходящее место, чтобы протянуть зарядку становится еще сложнее. Часто не хватает времени даже на то, чтобы зарядить свой телефон, не говоря уже об электромобиле. Поэтому, чтобы наслаждаться вождением Tesla Model 3, нужно иметь достаточно свободного времени и размеренный график».

Фото: frimufilms, Freepik, wikipedia.org

Просмотров 1694
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^