$87.29 +0.21%
$ 93.29 +0.04
€ 99.56 +0.2
               

Роснефть помирила русских в Белоруссии

RBCdaily
13 июня 2006/ 13:00
Как стало известно RBC daily, один из конфликтов между крупными акционерами Мозырского НПЗ (МНПЗ) – «Славнефтью» и правительством Белоруссии – может закончиться миром. Последние полгода «Славнефть» оспаривала в суде решение официального Минска о модернизации производства завода: по мнению ее представителей, белорусский акционер заключил соответствующий договор с трейдером «Роснефти» за спиной «Славнефти». Однако сейчас акционеры обсуждают возможность мировой. Эксперты полагают, что эту идею подсказало российское правительство: «Роснефти» перед IPO нужно любыми способами наращивать капитализацию, а Александру Лукашенко нужны деньги на оплату российского газа. Между тем эксперты полагают, что у владельцев «Славнефти» – «Газпрома» и ТНК-ВР – пока нет срочных планов модернизировать МНПЗ.
МНПЗ основан в 1975 г., с 1994 г. работает в составе НГК «Славнефть». Основные акционеры – правительство Белоруссии (42,7% акций), НГК «Славнефть» (42,5% акций), 14,5% акций зарегистрировано на дочернюю компанию ООО «Мозырский НПЗ плюс», владельцами акций являются физические лица. Правда, с апреля 2006 г. структура акционеров претерпела некоторые изменения: правительство Белоруссии перевело на себя акции, принадлежащие «МНПЗ плюс» и стало мажоритарным акционером. «МНПЗ плюс» пока безрезультатно пытается оспорить это решение в суде. Традиционный рынок сбыта МНПЗ – северные области Украины, западные области России, юг Белоруссии, Польша и Чехия, страны Балтии и Восточной Европы.
Летом 2005 г. МНПЗ и трейдер ИП «Юнивест-М» договорились о стратегическом партнерстве по реализации проекта строительства комплекса гидроочистки дизельного топлива к 2010 г. Предполагаемый размер инвестиций составил 635,8 млн долл. Таким образом Белоруссия рассчитывала укрепить свои позиции экспортера нефтепродуктов: с 1 января 2009 г. Европа переходит на стандарт «Евро-5», основным параметром которого является доля серы, сниженная до 0,001% (сейчас – 0,005%). Новая установка позволит выпускать топливо, соответствующее европейским нормам. Выбор МНПЗ на «Юнивест-М» пал неслучайно: одно из условий соглашения – гарантированные поставки нефти. Также российский партнер не претендовал на долю в новом производстве: по расчетам «Юнивест-М», через 8 лет вложенные средства возвращались, а комплекс из совместной долевой собственности переходил на баланс МНПЗ. Проект договора одобрили в министерстве экономики Республики, а в декабре 2005 г. МНПЗ и «Юнивест-М» заключили договор долевого строительства установки гидроочистки. Первую продукцию комплекс должен был дать к концу 2008 г.
Однако договор был заключен без одобрения «Славнефти», которая на тот момент являлась основным акционером компании. Как пояснили RBC daily источники на МНПЗ, негодование «Славнефти» вызвало то, что ИП «Юнивест-М» якобы является аффилированной структурой «Роснефти». Впрочем, в «Роснефти» этот факт отрицают. По словам представителя компании, трейдер лишь осуществляет торговлю нефтью «Роснефти» на территории Белоруссии, но никаким иным образом с компанией не связан. «Славнефть» подала иск в суд: решение белорусского правительства выходило за рамки его полномочий как акционера МНПЗ, посчитали юристы компании.
Официально «Славнефть», МНПЗ и «Юнивест-М» не комментируют ситуацию. Но, как выяснила RBC daily, полугодовое разбирательство между акционерами может закончиться неожиданной мировой. Источник, близкий к судебному разбирательству, сообщил, что очередное судебное заседание назначено на 6 июля 2006 г. И сейчас стороны обсуждают детали мирового соглашения. Как пояснил источник на МНПЗ, акционеры ищут некий компромисс. Его предварительная версия пока ничем не отличается от договора между Белоруссией и «Юнивест-М»: трейдер финансирует установку, поставляет нефть и получает прибыль от продажи топлива. После того как «Юнивест-М» возвращает вложенные средства, компания выходит из проекта и остается одним из поставщиков сырья для МНПЗ.
По мнению экспертов, ожидаемый компромисс связан с грядущим IPO «Роснефти». «Минску нужны деньги, «Роснефти» – повышение капитализации. «Роснефть» и «Славнефть» – фактически госкомпании, видимо, мировая – компромиссное решение российского правительства», – полагает директор по развитию рынка ТЭК аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес-систем» Сергей Сергиенко. Он также считает, что, скорее всего, у новых владельцев «Славнефти» – «Газпрома» и ТНК-ВР – пока нет срочных планов по развитию белорусского актива. В частности, ТНК-ВР сейчас активно развивает российские активы: к концу 2006 г. на Рязанском НПЗ планируется запустить установку алкилирования. Это позволит компании выпускать высокооктановый бензин без присадок. По прогнозам ИГ «Петромаркет», этот бензин будет поставляться в Европу и США.
С ним соглашается аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, который полагает, что «Роснефть» может существенно расширить показатели будущего экспорта нефтепродуктов в Европу. «Российский дизель по стандартам «Евро-3» весьма востребован на европейском рынке, потому что топлива местного производства немного, к тому же оно дороже на 20-30%», – добавляет эксперт-аналитик ИГ «Петромаркет» Александра Зубачева. Еще одна объективная причина – юридическая. «Ни один российский инвестор, судившийся на территории Белоруссии, не выиграл дело», – напоминает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. Между тем для МНПЗ время – деньги: стоимость модернизации постоянно дорожает (планируемый размер инвестиций увеличился до 115–120 млн долл.). Эксперты объясняют это конкуренцией на российском рынке: отечественные НПЗ также спешно модернизируются в расчете заработать на внешних рынках. Так, например, «ЛУКОЙЛ» планирует инвестировать в модернизацию своих российских НПЗ около 2 млрд долл.
Просмотров 700
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^