$62.45 -1.09%
$ 77.96 +0.5
€ 90.59 +0.74
               

Госнефтекомпания Азербайджана намерена превратить Кулевский терминал в международный транзитный центр

АПА-Экономикс.
16 июня 2008/ 13:37
Баку. В течение ближайших дней Кулевский нефтяной терминал (Black Sea Terminal) в Грузии приступит к работе. Уже получено разрешение от министерств экономического развития и охраны окружающей среды Грузии, а в настоящее время решается вопрос с получением разрешения от министерства по чрезвычайным ситуациям страны.
На первом этапе деятельности терминал будет переправлять азербайджанскую нефть в Европу, а в перспективе планируется привлечение и казахстанской нефти.
Первым долгом следует отметить, что терминал в Кулеви для Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) является первым приобретенным за рубежом терминалом, способным принимать танкеры грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. Строительство терминала в Кулеви началось в 2000 году при совместном участии грузинской железной дороги и австрийской компании Argomar Oil. Однако уже в 2002 году в связи с отсутствием финансирования строительные работы были приостановлены. Через два года был создан международный консорциум с участием Argomar Oil и ряда других грузинских и иностранных инвесторов. ГНКАР же приобрела терминал в Кулеви в конце 2006 года у грузинского магната Бадри Патаркацишвили.
Для реализации проекта Госнефтекомпания привлекла за рубежом сформированные европейскими банками Societe Generale и ABN-Amro пятилетние синдицированные кредиты в 265 млн. и 40 млн. долларов США. Средства, привлеченные при участии 15 банков по годовой ставке Libor +0,85%, будут возвращаться за счет продажи прибыльной и возвратной нефти.
Решением правительства Грузии площадь терминала, расположенного между реками Тсива и Хобби, увеличена с 100 до 300 га, что позволит повысить мощность терминала вдвое, а объем резервуаров - до 380 тыс. кубометров. В будущем на этой территории планируется строительство и нефтеперерабатывающего завода.
На сегодня завершено строительство подходного канала и трех причалов, действуют лаборатория по проверке качества нефти и нефтепродуктов на соответствие международным стандартам, а также флотилия из 9 сервисных судов. Мощность терминала на нынешнем этапе составляет порядка 2 млн. тонн нефти, 3 млн. тонн дизельного топлива и 4 млн. тонн мазута, а вместимость резервуарного парка терминала достигает 320 тыс. кубометров. В ближайшем будущем планируется увеличить мощность перевалки терминала вдвое - до 20 млн. тонн.
По мнению экспертов, данный международный проект ГНКАР преследует цель развития альтернативных маршрутов железнодорожного экспорта нефти и нефтепродуктов в акватории Черного моря. Приобретение терминала ГНКАР можно назвать дальновидным и своевременным шагом. Каспийский регион обладает большими запасами углеводородов. Но для их транспортировки на мировые рынки необходима современная инфраструктура. Мощности такого трубопровода как Баку-Тбилиси-Джейхан, которая составляет 1 млн. баррелей в сутки, в дальнейшем может и не хватить. Часть казахстанской и туркменской нефти может доставляться на терминал Кулеви посредством азербайджанской железной дороги, которая уже сегодня способна перевозить ежегодно до 20 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
По словам генерального директора компании SOCAR Energy Georgia (дочерняя компания ГНКАР) Махира Мамедова, в 2009 году Кулеви сможет выйти на уровень перевалок в объеме 5-6 млн. тонн, из которых порядка 50% придется на нефтепродукты. Кроме того, в этом году планируется начать увеличение инфраструктуры терминала Кулеви, в частности по строительству здесь сухогрузного терминала и терминала для сжиженного газа. Таким образом, терминал Кулеви может превратиться в крупный международный транспортный узел, что выгодно как для Азербайджана, так и для Грузии. С расширением терминала увеличится число рабочих мест, будут решены социальные вопросы местного населения.
Однако планы ГНКАР на этом не заканчиваются. В дальнейшем компания планирует строительство нового нефтеперерабатывающего завода около Кулевского терминала. По словам президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, мощность нового НПЗ составит 5-10 млн. тонн в год. На сегодня Азербайджан обеспечивает поставку 75% нефтепродуктов в Грузию. Строительство нового НПЗ позволит сократить расходы на транспортировку, что приведет к сокращению себестоимости продукции. Кроме того, через терминал можно будет экспортировать нефтепродукты на мировые рынки.
Следует отметить, что ГНКАР уже вложила в экономику Грузии 380 млн. долларов, а объем данных инвестиций в 2008 году будет доведен до 480 млн. долларов. Дополнительные средства будут направлены на расширение терминала Кулеви, строительство современного офиса ГНКАР, а также на расширение собственной сети автозаправочных станций и строительство Тбилисской нефтебазы.
Наблюдатели считают, что все это говорит о намерении ГНКАР упрочить свои позиции в Грузии, обеспечив Азербайджану прямой выход к Черному морю с заметным сокращением экспортных транспортных издержек.
Наряду с этим, эксперты считают, что Азербайджан намерен изменить свою политику в области транспортировки нефти. Азербайджан планирует в дальнейшем приобретать или строить новые нефтеперерабатывающие заводы непосредственно в странах импортерах и перерабатывать тут собственную сырую нефть. Ранее министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявлял, что Азербайджан не намерен довольствоваться одними лишь поставками сырой нефти на мировой рынок: «В ближайшем будущем наша страна намерена построить в турецком порту Джейхан новый нефтеперерабатывающий завод, а также приобрести акции одного из заводов в Европе».
Грузинский опыт может стать хорошим подспорьем в этом начинании. Ведь намного выгоднее продавать не только сырую нефть, но еще получить прибыль и от продаж продукции, полученной от переработки нефти.
Просмотров 930
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^