Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

На Ямале в Се-Яхе совместно с томскими учеными построят станцию для изучения Арктики

Лариса Ганеева
27 марта/ 15:31

Се-Яха, ЯНАО. Арктика как одна из перспективных зон для изучения уже давно будоражит умы прогрессивной части научного сообщества. Что скрывает территория вечных льдов? Какие сюрпризы готовит человечеству? Пока в этом отношении больше вопросов, чем ответов. Но тем интереснее объект изучения. В решительное наступление перешли ученые Национального исследовательского Томского государственного университета. Они строят на Ямале станцию недалеко от населенного пункта Се-Яха. Здесь будут изучать влияние меняющегося арктического климата на ландшафты, окружающую среду и местное население.

Природный коллайдер

Томским ученым удалось посмотреть на существующую проблему для исследований под новым углом. Это концепция Западной Сибири как природной мегаустановки, подобной адронному коллайдеру, аналогов которой нет в мире. Ее инфраструктурной основой является трансзональный мегапрофиль для проведения исследований – длинной 2,5 тыс. километров - от высокогорий Алтая до глубокой Арктики.

Если говорить в общем, то мега-установки подобные коллайдеру – это новая форма существования науки, так называемая большая наука, на которую выделяются огромные ресурсы, настолько большие, что ни одна страна в мире, даже самая богатая, не способна это сделать в одиночку. Поэтому разные страны объединяют ресурсы для того, чтобы построить такое мощное оборудование и на нем работать.  Все мы знаем, что такой коллайдер построен для научных целей в Швейцарии. А здесь, в Западной Сибири, сама природа создала эту уникальную территорию глобальной значимости, которая влияет на весь земной шар, на наш климат, на углеродный цикл и на многое другое. Какими будут, например, муссоны и ураганы в Японии, или наводнения в Бангладеш, зависит, в конечном счете, в значительной степени от развития природой ситуации в Сибири. Поэтому созданная томскими учеными инфраструктура привлекательна для международного научного сообщества. До них никто такого формата для исследований не предлагал. Здесь их лидерство неоспоримо.

«Мы обогнали мировую науку на 10 лет. В том числе западную. И сейчас те же канадцы идут нашим путем. Они создают у себя градиент северных территорий. Такой же трансект для исследований, - рассказывает один из авторов проекта, директор центра превосходства "Био-Клим-Лэнд" Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Сергей Кирпотин. - Почему это важно? Я объясню. Мы не можем изучать Арктику в отрыве от всего остального. Арктика существует не сама по себе –  она взаимодействует с другими природными зонами, областями и является частью всей планеты. Поэтому для того, чтобы понять, что происходит в Арктике, мы должны смотреть намного шире и глубже. Вы знаете, что все крупные реки в Азии текут с юга на север. Например, Обь, берет начало в высокогорьях Алтая, затем достигает Обской губы, впадает в Карское море и выносит воды в Северный ледовитый океан. Конечно, только северная часть этой могучей реки относится к Арктике, но вместе с тем, мы имеем дело с мощнейшим биогеохимическим потоком, который начинает формироваться на юге. Поэтому для того, чтобы понять, что происходит на севере мы должны изучать систему намного шире и охватывать большие территории. Созданный нами трансект для исследований позволяет это сделать – посмотреть, как все меняется, природные процессы и потоки при движении с севера на юг».

Сегодня трансектный подход заложен в основу многих авторитетных проектов, таких как международная программа T-MOSAiC при Международной Арктическом научном консорциуме (IASC).  Как отмечает Сергей Кирпотин, то, что этот принцип взят за основу, для томских ученых крайне важно, и они продолжают его развивать.

Засуха на Ямале – наводнение в Бангладеш

Все на земном шаре взаимосвязано. Это показал сравнительный анализ экстремальных погодных явлений, их влияние на водный и углеродный циклы арктических и высокогорных территорий. Климатологами установлено, что мощнейший азиатский антициклон — это когда стоит солнце и мороз зимой, а летом жара и нет осадков - влияет на муссоны. Томские ученые также занимаются климатическими моделями.

«Например, 2012 был уникальный в этом отношении. Его назвали тепловой волной. Тогда на Ямале установилась солнечная погода на 2,5 месяца, не было осадков – горела тундра. Тундра – это территория, которая не должна греть по определению. Это была настоящая катастрофа - все болота обсохли, было большое количество пожаров, - рассказывает Сергей Кирпотин. – Большое количество парниковых газов выделилось в тот год. Тогда для всего земного шара были негативные последствия. Было множество катаклизм. Все эти процессы требуют изучения. Налицо влияние на весь земной шар. Потому что самые серьезные изменения происходят именно в Арктике.  А среди других арктических регионов в Сибири они наиболее сильны. Это горячая точка потепления климата на планете. Поэтому наши территории влияют на весь земной шар, и в том числе на муссоны в Японии и наводнения в Бангладеш. Связи эти установить и понять очень сложно, но они есть и требуют серьезного изучения. И нам очень интересно продвинуться в этом направлении».

Станция в Се-Яхе: будут ли открытия?

Станция в Се-Яхе станет важнейшим элементом инфраструктуры (природного коллайдера). Исследования на этой территории уже начаты. По словам томских ученых, они давно хотели начать здесь работать. Се-Яха удобна для исследователей во всех отношениях, в то числе благоприятным сообщением – есть регулярные вертолетные рейсы с Салехарда. Кроме того, здесь находится уникальные природные объекты. Самые крупные на Ямале Нейтинские озера, которые являются интереснейшим объектом для изучения. Поэтому Се-Яха стала для ученых важнейшей северной точкой.

Будут ли в Се-Яхе новые открытия? По словам томских ученых, основные тенденции им известны.

«У нас есть хорошие разноплановые результаты. И, конечно, они будут в Се-Яхе подтверждаться и прорабатываться. Это станет большим элементом в изучении рабочих процессов, которые происходят в климатических изменениях. Грандиозных открытий не ждем, но эта точка однозначно нужна для того, чтобы охватить весь спектр природных условий северных территорий, - комментирует Сергей Кирпотин. -  Се-Яха важна как дополнительный важнейший элемент инфраструктуры. Все процессы, которые там идут нам понятны. Возможно, новые нюансы откроются в рамках того, что нам известно, но вряд ли сильно изменят наши представления о том, что происходит на севере».

Ранее томские исследователи сделали ряд научных открытий относительно определённых климатических явлений Ямала. Например, то, что здесь преобладает процесс разрушения мерзлоты и выделяется большое количество парниковых газов в атмосферу из термокарстовых озер, особенно из молодых (практически луж), которые появляются массово в результате таяния. В них идут наиболее активные выбросы метана и СО2 – парниковых газов, которые влияют на потепление климата. Были изучены механизмы выделения парниковых газов из озер и их поступления в речную сеть в малые и большие реки, в океан. Все эти вещи, в целом понятны, но эта точка на Ямале необходима для более точных дополнительных оценок. Без нее не будет точного понимания и полной картины того, что происходит в Западной Сибири.

Станцию панируется развивать совместно с правительством ЯНАО и ямальским Научным Центром изучения Арктики. Сейчас готовится соглашение о сотрудничестве, согласно которому станция также войдет в Сибирскую сеть по изучению окружающей среды (SECNet).

Местные лучше знают

Для более детального и качественного изучения поставленной задачи томские исследователи планируют привлекать местное население для своих исследований. Это достаточно новое в научном сообществе явление.  В России не очень принято сотрудничать с коренными народами в серьезных проектах.

«Да, ученые в России достаточно высокомерны в этом отношении. Но мы уже давно пришли к выводу, что для нас не столько важно заниматься просвещением местного населения, сколько взаимодействовать с ним на предмет научных открытий, - рассказывает Сергей Кирпотин. -  Коренное население— это бесценнейший источник информации. Если ученые понимают это, они могут привлекать их для исследований.  Недавно в Надыме был семинар, где наш научный консультант, всемирно известный исследователь Арктики – Терри Каллаган как раз говорил о том, чтобы местные вовлекались в задачи фундаментальной науки, работали бы вместе с учеными и делились информацией о том, что происходит в природе. Очень часто именно местные видят самые интересные вещи. Вот, например, знаменитые воронки на Ямале, обнаруженные недалеко от Бованенковского месторождения - их нашли местные. Один из них Михаил Окотетто, с которым мы планируем работать в Се-Яхе».

Работе с местным населением томские ученые уделяют большое внимание. Неоднократно проводились совместные семинары с коренным населением. Совместную работу планируется направить в серьезное русло. Ведь кому как не им лучше знать об изменениях природы в тот или иной период. Проживание в суровых условиях Крайнего Севера научило их вести живой диалог с окружающим миром. Томские ученые понимают, что их знания в этом отношении могут быть ценным источником информации для серьезной фундаментальной науки.

Просмотров 3877
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования