$63.38 -0.21%
$ 79.02
€ 90.56
               

Станислав Митрахович: Вслед за Антипинским заводом могут закрыться и другие независимые НПЗ

24 мая 2019/ 12:29

Тюмень. В конце апреля стало известно, что Антипинский НПЗ направит в Арбитражный суд Тюменской области заявление о признании компании банкротом. Основным кредитором НПЗ является Сбербанк, который ищет покупателей на актив. Накануне, основной кредитор завода, воспользовавшись правом взыскания залога, забрал 80% акций завода.

О готовности купить Антипинский НПЗ выступили сразу несколько компаний: загадочная «Сибнефтегазпереработка», совладелец группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, а также нефтегазовая азербайджанская компания SOCAR.

О том, как отразится история с АНПЗ на рынке России, не станет ли данная ситуация первым сигналом к сложным временам независимых переработчиков вследствие налоговых маневров правительства, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Ситуация с АНПЗ возникла в результате специфики российской государственной политики в вопросах налогообложения нефтегазовой отрасли, а конкретно сегмента нефтепереработки. Также повлияла государственная политика по сдерживанию роста цен на моторное топливо для конечных потребителей.

Антипинский НПЗ - это ярчайший пример того, как независимая нефтепереработка не способна выжить в  условиях повышения налогового давления на компании. Здесь я имею ввиду налоговый маневр. Также, заводы не способны продавать по высокой цене бензин из-за заморозки цен, которые организовал вице-премьер Дмитрий Козак. Это, как раз таки, не дает возможности работать себе в прибыль, лишь только в «ноль».

Более того, если бы этот завод принадлежал ВИНКам, то его, как и все остальные, субсидировали бы за счет экспорта нефти. Так делают все компании - Роснефть, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и т.д. Потому что по-другому обеспечить бесперебойную работу НПЗ невозможно.

У независимых нефтепереработчиков нет другого сегмента бизнеса, который позволил бы поддерживать производство. НПЗ сам, по сути, считается отдельным сегментом бизнеса. Как в Америке, где есть отдельные заводы, так и Антипинский НПЗ, в своем роде, маленькая модель Америки внутри России. Но, к сожалению, он не выжил. Кстати, ему не помогло даже наличие Сбербанка в качестве кредитора, и то, что банк вводил своих менеджеров в руководство завода. Также не помог сокурсник Путина - профессор Николай Егоров, который был совладельцем. Независимо от всего этого, НПЗ достиг ситуации, когда у него $3 млрд долгов, покрыть которые никак не получается.

Сейчас рассматривается довольно интересный вариант - проект сделки может реанимироваться с помощью компании SOCAR. Она предлагает выкупить у Сбербанка Антипинский НПЗ. Азербайджанские инвестиции могут способствовать налаживанию ситуации, хотя бы с точки зрения поступления нефтепродуктов на завод, обеспечения рабочих мест. Стоит отметить, что сейчас на заводе трудоустроено минимум 2 тыс. человек, не говоря уже о различных компаниях-подрядчиках, которые также остаются без работы.

Но, следует понимать, что и для азербайджанцев ситуация не будет сильно легкая. Возможно, эта инвестиция имеет политическое значение. Азербайджан активно борется за симпатии российского руководства в плане вопросов Нагорного Карабаха.  Покупка завода может стать шагом, который должен помочь нашей власти переосмыслить ситуацию с Азербайджаном в лучшую сторону.

Вот только как SOCAR будет зарабатывать на нем, мне пока не понятно. Возможно, они ждут отмены заморозок на нефтепродукты.

Ситуация все же сложная,  миллиарды долгов никуда не исчезнут. Я надеюсь, что сделка с азербайджанцами произойдет и ситуация будет улучшаться.

Сомнительно, что в России выкупать завод кто-то захочет.

Кто согласится взять на себя многомиллиардные долги? Конечно, теоретически возможно, что какая-то  нефтяная компания захочет увеличить свой бизнес.  Но сейчас, все больше крепнет уверенность в том, что ВИНКи, с учетом поставок внутри России, считают НПЗ уже такой нагрузкой, от которой вообще придется избавляться.

В долгосрочном плане рассчитывать на то, что независимая российская нефтепереработка, не входящая в ВИНКи, в условиях текущей налоговой политики, сможет активно  развиваться – у меня такой надежды нет. Более того, я предполагаю, что это будет нам  уроком.  Крупные нефтяные компании, которые владеют НПЗ, тоже не могут вечно субсидировать сегмент бизнеса. Переработка нефти и поставки ее на внутренний рынок в России по определению будет убыточна. Это сравнимо с Газпромом, который поставляет газ потребителям. Он вынужден это делать по регулируемым ценам в рамках социальной нагрузки. Возможен и такой исход, что ситуация с бензином будет схожа.

Пока же есть  риск, что вслед за АНПЗ и другие заводы могут закрыться или не будут проходить вовремя модернизацию. Это приведет к ухудшению качества топлива. Будем надеется, что этого не произойдет, а опыт Антипинского завода заставит российские власти переосмыслить свою политику в этом вопросе.

Просмотров 8246
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!


^