Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Генадий Шмаль: Всем, что у меня есть, я обязан тюменскому Комсомолу

Лариса Ганеева
20 августа/ 07:41

20 августа отмечает свой День рождения Генадий Иосифович Шмаль - президент Союза нефтегазопромышленников России. Легендарная фигура отечественного ТЭКа. Человек, который стоял у истоков создания нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Он родился в Мордовии, вырос в Орнебужье, учился в Екатеринбурге, а путевку в жизнь ему дала Тюмень. Именно здесь началось его становление как профессионала. Хотя, как признается он сам, первые уроки мужества получил еще в городе Березняки Пермской области, где довелось делать первые шаги в профессии.

По комсомольской линии…

На вопрос: «Как же вас забросило в Тюмень?», Генадий Иосифович, улыбаясь, отвечает: «Судьба!» Да и как по-другому назвать череду событий, которая выстроилась в определенную линию повествования его жизни. Судьба сложилась так, что ему пришлось работать в самой нефтяной области СССР - в Тюменской, в самое горячее время - в период становления нефтегазового комплекса Западной Сибири. Но это потом, а сначала предстояло окончить Уральский политех в Свердловске (ныне Екатеринбург) по профессии инженер-металлург. После института поехал в Пермскую область в город Березняки, где нужны были молодые специалисты. Тем более, что тема дипломной работы Шмаля, связанная с получением титановой губки совпала с планами завода - здесь планировали открыть специализированный цех. Работы было много, но она была интересной, и молодой инженер с головой ушел в профессиональную деятельность. Была цель на производственные рекорды! Работа увлекала, хотелось успеть все и сразу, но всегда находилось время для спорта и дружеской беседы. Активность его жизненной позиции не могла остаться не замеченной. В те времена молодые люди, стремящиеся сделать жизнь лучше, мгновенно попадали в центр внимания старших товарищей. Так случилось и в жизни Генадия Иосифовича.

«Мне очень нравилось производство, металлургия… Скоро меня заметили и выдернули на комсомольскую работу - секретарем горкома Комсомола в Березняках. Потом уже в ЦК Комсомола взяли, затем в Тюмень, - рассказывает он. - Тогда первым секретарем Тюменского обкома партии был Борис Щербина, он обратился к первому секретарю ЦК ВЛКСМ Павлову с предложением укрепить тюменский Комсомол. Выдвинули меня. Так я оказался в нефтяной столице в январе 1966 года. В 1965 году Тюмень была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Так что моя жизнь, моя профессиональная деятельность неразрывно связана с тюменским Комсомолом. Всем, что ту меня есть, я обязан ему».

Позже Шмаль перешел на хозяйственную работу, возглавил объединение «Сибкомплектмонтаж». На тот момент это было одно из самых передовых строительных объединений. Здесь применялись новые технологии, новые методы работы.  Дальнейшая профессиональная деятельность связала его с Миннефтегазстроем. В 1982 году он стал заместителем, а в 1984 году первым заместителем министра. После преобразования министерства в государственный концерн «Нефтегазстрой» был назначен председателем его правления.

Время рекордов

Так или иначе основная трудовая деятельность Генадия Шмаля прочно связана с нефтегазовым комплексом Западной Сибири. Время покорения тюменской нефти требовало большой отдачи и собранности. Это было время больших свершений! По его словам, когда работал в Миннефтегазстрое, в командировках находился по 250 дней в году. В то время он курировал Западную Сибирь.

«Тогда была другая система управления. Для того, чтобы что-то сделать, получить результат, нужно было, чтобы у руля этого дела стоял человек, обладающий определенными правами, владеющий компетенциями, ну и конечно, умениями, - рассказывает нефтяник. – Поэтому большую часть года я проводил северных городах. Нужно было непосредственное управление процессом на месте».

 Уренгой, Надым, Ямбург, Салехард, Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск, Когалым, Урай, Лангепас… Это не весь перечень городов, где Шмалю довелось побывать, решая производственные задачи в области нефтедобычи.

Он отмечает, что знаковые для страны решения всегда давались непросто, нужно было все продумать и просчитать.

Когда строили газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород» президент США Рональд Рейган объявил СССР эмбарго на поставку техники и оборудования для станций. Решение нужно было найти быстро.

«Тогда мы обратились к японцам, и подписали с ними контракты на поставку техники. Они поставили высококачественное оборудование, которое до сих пор еще работает во многих подразделениях на Тюменской земле», - вспоминает Генадий Иосифович.

«Уренгой – Помары – Ужгород» - один из крупнейших проектов при разработке Тюменской нефти. Этот экспортный магистральный газопровод в 1983 году был призван, чтобы поставлять природный газ с месторождений севера Западной Сибири в Республики Союза и страны Центральной и Западной Европы. Стоит ли говорить о том, как важно было его строительство для страны и какое большое значение имели сроки его возведения? Тогда в 80-е его построили в рекордные полтора года. А ведь нормативный срок строительства такого газопровода протяженностью 4500 км целых 5 лет! Но эпоха диктовала свои условия и тогда делалось невозможное. Это было время сильных, горячо любящих свою Родину, людей!

Люди вселенского масштаба

Говоря о прошлом, Генадий Шмаль с особым теплом говорит о людях, которые стали в то время для него непререкаемым авторитетом.

«Конечно, Борис Щербина, Валерий Грайфер, Алексей Кортунов - не могут не вызывать уважение. Это люди высочайших компетенций, государственники, для которых главное дело, а все остальное - потом, - делится мнением нефтяник. – Такие личности привлекают! Валентин Шашин - руководитель нефтяной отрасли СССР. Удивительный был человек! Это был министр, который мог наступить на собственное мнение, если человек, имея свое, сумел доказать, что его взгляд более правильный.  Так было и с молодыми тюменцами, когда речь шла о Самотлоре. И он, хотя приехал с готовым решением, отменил его, и поддержал тюменцев. Это не может не вызывать уважения! Так может поступить только человек очень высокого ума и интеллекта. Это были люди с большой буквы, личности!».

Людей такого масштаба создавала сама эпоха. Время порождало события, которые требовали пристального внимания, взвешенных решений и определённой смелости.

«Был такой момент, когда наши тюменские буровики - бригада Геннадия Лёвина - пробурила впервые в истории нефтяной отрасли в течение 1 года 100 тыс. метров скважин, - вспоминает Шмаль. -  Геннадий получил звание Героя, ребята - ордена. И вдруг появляется статья в «Правде»  под названием «Метр на пьедестале», в которой нас, тюменцев, критикуют за то, что мы увлекаемся рекордоманией. Я тогда работал в обкоме партии. Мне звонят из ЦК партии с вопросом: «Как бюро обкома отреагировало на статью?».  Я ответил, что статья неверная. Реакция была неоднозначной: «Как так? «Правда» выступила…». Тогда «Правда» была истиной в последней инстанции. Я обозначил позицию, указав на то, что сегодня объемы добычи нефти в Тюмени определяются объемом бурения.  Сколько набурим - столько добудем. Потому статья не правильная, по существу. Можно, конечно, по-другому… Увеличить количество буровых бригад – раз в пять. Но для этого нужно жилье, станки, оборудование. Людей нужно обеспечить.  У нас не было этого. А мы на примере бригады Лёвина показали, что и как можно сделать уже имеющимися силами. В общем тогда все обошлось. С нас не стали требовать никаких объяснений…».

«Если б снова начать, я бы выбрал опять…»

Возвращаясь к своему прошлому, Геннадий Иосифович, отмечает, что жалеть ни о чем не приходится.

«Не то, чтобы я все в жизни делал правильно, - говорит нефтяник. -  Были, конечно, моменты о которых я не то, чтобы жалею, но в которых можно было бы поступить иначе… Но это в прошлом.  История не терпит сослагательного наклонения. Как было - так было. Во всяком случае жалеть о чем -то не приходится, и я могу смотреть в глаза всем, с кем встречался в этой жизни».

Ни разу не пожалел он и о выбранной профессии и о профессиональном пути. Работа для него всегда была на первом месте. Чего бы он ни касался, мыслями всегда там.

«Я очень любил читать Лондона, -  говорит Генадий Иосифович. -  Все его романы, связанные с освоением Аляски, очень походили на освоение нашей Тюменской земли. Я его произведения и в школе читал, и в институте…».

И сегодня его увлекает все, что связано с патриотизмом. Говоря о современном кинематографе, отмечает, что с удовольствием посмотрел «Легенду 17», «Движение вверх» и «Территорию». Последний фильм особенно зацепил, ведь там говорится о приоритете государственных интересов. И в этом контексте один из любимых советских фильмов - «Белое солнце пустыни» со ставшей уже классической верещагинской фразой: «Я мзду не беру, мне за державу обидно!».

Если подумать о том, какой будет Россия через сто лет, Генадий Шмаль говорит, что нефтянка никуда не денется. «Возможно, нефтяная и газовая отрасль будут востребованы ни в таком объеме…  Но однозначно будут. Во всяком случае до конца нынешнего века», - уверен он.

Сегодня, занимая пост президента Союза нефтегазопромышленников России, Генадий Иосифович совершенно не скучает по Северу. Он просто не успевает. Его жизнь по-прежнему тесно связана с Тюменской землей. Здесь он бывает едва ли не каждый месяц - то в Тюмени, то в Салехарде, в Ханты-Мансийске или Нижневартовске. Похоже, что Север в его жизни навсегда… На всю жизнь.

Открытие тюменской нефти не только обеспечило стране экономическую безопасность, но и подарила России целую плеяду выдающихся людей – талантливых руководителей, мастеров своего дела, настоящих патриотов. Их дела еще долго будут служить на благо Родины, а сами они послужат примером не одному поколению российской молодежи.  Это люди-легенды. К ним, безусловно, можно отнести и Генадия Иосифовича Шмаля.

Фото:sputnik, tumentoday.ru,siapress.com

 

Просмотров 2714
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования