Роман Самсонов: Анализ форм контрактов и концессионных соглашений для работы в Арктике требуют доработки и переосмысления
Москва. Глава Минэнерго РФ Александр Новак накануне заявил, что развитие нефтегазовых проектов в Арктике в действующем налоговом режиме и при текущих ценах на нефть пока остается нерентабельным и требует льгот и дополнительных мер стимулирования.
По словам министра, для более интенсивного развития региона необходимо стимулировать условия: создать такую систему налогообложения, которая бы выровняла доходность реализации проектов в Арктике по сравнению с проектами в Западной Сибири либо в других регионах.
Почему маржинальность арктических проектов недостаточна Агентству нефтегазовой информации рассказал первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов.
- Не случайно министр энергетики РФ Александр Новак приводит в качестве аргументов два существенных фактора - наша внутренняя налоговая политика и цена на нефть на мировом рынке. С одной стороны, налоговая политика принималась Минфином РФ как раз для учета и защиты внутреннего рынка от влияния изменений цены на нефть. В частности, таким образом Минфин создавал условия для нефтяных компаний, которые позволяют им с учетом особенностей территорий освоения месторождений УВС, компенсировать убытки и продолжить плановую разведку и добычу в соответствии с лицензионными соглашениями, которые далеко не всегда соответствуют реалиям текущего периода.
При этом специфика нашего нефтегазового сектора связана с тем, что основные владельцы лицензий и разработчики — это большие ВИНКи, как правило, государственные компании. Многие из них занимаются освоением новых территорий и месторождений, по сути, как компании специального назначения, выполняя задачи первопроходцев с вытекающими из этого рисками и непредвиденными расходами. Частично налоговый маневр помог им, но явно недостаточно, в связи с расширением давления внешних рыночных условий, а именно снижения цен и потенциального потребления.
Но, налоговый маневр не позволил учесть все особенности финансовых убытков разработки месторождений ТРИЗов.
Довольно большим давлением стали и экологические требования международной общественности, в частности для арктических проектов. Независимые и малые российские нефтяные компании при явном их потенциале скорее проиграли при налоговом маневре и терпят убытки. При этом, совершенно не учитываются геологические и добычные особенности месторождений и, казалось бы, очевидный фактор необходимости развития инфраструктуры для освоения большинства из них. Ведь реально только Сахалин и Балтика имеют преимущества для шельфовых проектов из-за доступности к рынкам сбыта и возможности организации транспортировки продукции.
Большинство месторождений, несмотря на довольно высокие характеристики качества нефти, расположены довольно далеко от транспортных маршрутов, которые также находятся только в самом начале пути развития.
Надо также отметить, что зачастую проблема государственной поддержки проектов на шельфе или в Арктике состоит не просто в финансовой поддержке или дотации. Хотя даже в этой области есть существенные проблемы. Проводимый нами ранее анализ существующих форм контрактов и концессионных соглашений требуют существенной доработки и переосмысления. Часто не хватает законодательной базы для работы в море. Хотя бы в части регулирования вопросов создания искусственных островов и другого. Все эти факторы и заставляют Минэнерго поднимать эти вопросы и прорабатывать их не только на экспертном уровне, но и выносить на обсуждение с уполномоченными органами власти и ведомствами.
На ближайшем заседании нашей рабочей группы "Разведка, добыча и сервис" экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли Минэнерго РФ, которую я возглавляю, кроме конкретных технологических предложений, поступивших на экспертизу, будем рассматривать и эти вопросы, поднятые Александром Новаком. Это будет первое официальное заседание нашей группы.
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!


