Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Роман Самсонов: Российский энергопереход должен иметь свой формат и стратегию

07 ноября/ 14:14

Москва. В начале недели форум «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН провел совместный семинар с компанией Rystad Energy (Норвегия) и BP «Энергопереход: риски в возможности». Семинар вела академик РАН, д.э.н, профессор, руководитель научного направления ИМЭМО РАН Наталья Иванова.  На мероприятии присутствовал и первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов. Он поделился с Агентством нефтегазовой информации своими впечатлениями после мероприятия.

- В последнее время в кругу столичных аналитиков энергетики тема энергоперехода одна из самых популярных, так как это понятие комплексно отражает активно продвигаемую Европейским сообществом идею отказа от традиционных ископаемых источников энергии и перехода на экологически чистую или, так называемую «зеленую» энергетику. Я бы даже не стал причислять к этим лоббистам США, так как демонстративный выход из Парижского соглашения много значит! Хотя какие-то американские компании и концерны имеют чисто коммерческий интерес угадать мировые тренды в энергетике и участвуют в новомодных энерго-бизнес-программах. При этом вся деятельность нынешнего президента США проходит под лозунгом получения максимальной выгоды для его страны и жителей. Иначе он и не может, ведь миллиардер по определению, предприниматель лучше всего понимает выгоду и прибыль, а не высокоморальные материи высокой «зеленой» энергетики. Чего только стоит возврат к низкооктановому бензину и к большим американским джипам. Хотя, конечно, сегодня картина энергетики США сильно отличается от «до Трамповского периода».

Итак, идея энергоперехода, щедро финансируемая компаниями и инвесторами в новые типы оборудования и технологий в основном стран, не обладающих существенными собственными ископаемыми природными ресурсами, обсуждалась в профессиональной аудитории, в которой присутствовало немало участников рабочей группы в FB «Нефтегазовый мир».

Мне, как бывшему сотруднику Энергоцентра МШУ Сколково, семинар напомнил отработанный у нас формат нефтегазового диалога, а участие во встрече руководителя Энергоцентра Татьяны Митровой - это ощущение укрепило. В то же время, как аналитику и специалисту в области геоэкологии и рисков в этой сфере, мне было бы интересно услышать более аргументированные позиции международных экспертов в обращении к России пойти по пути декарбонизации и осуществить энергопереход. Тем более, что для нас такой переход должен означать и изменение в отношении его эффективности по всему ТЭК: от ГРР до сетей распределения. Может, и топливно-энергетический баланс, стратегическое планирование вернется в энергетику нашей страны.

Далее я хотел бы выразить свое мнение по темам семинара, которые довольно сильно перекликаются с мнением ряда моих коллег по исследовательским группам.

Во-первых, изменения в энергетике потребителей, страны или группы стран, названные сейчас энергопереходом, являются отражением вполне разумного желания вовлечь в промышленный и коммерческий оборот новые типы и виды топлив и, соответственно, технологий. Как никогда мощное влияние на энергетику стали оказывать геополитические факторы, да и глобальная климатическая политика добавила беспрецедентное давление на политиков, регуляторов и большие энергокомпании. В каждой стране, и даже в каждом районе будут свои наиболее эффективные решения. Новомодное ВИЭ, в которую вложены уже колоссальные средства и лоббистский ресурс, начинают давать коммерческий эффект. А значит, наступило время напустить аналитического тумана, показывающего колоссальный экологический эффект, который якобы дают эти смешные, с точки зрения суммарных природных катаклизмов, переходы на другое топливо. В ряде случаев эффекты ВИЭ уже не столь однозначны, и гибридные системы выглядят зачастую куда интереснее и перспективнее. 

Совсем недавно вложение средств в традиционные УВС также казались перспективными и бесспорно выгодными. Однако в каждой стране или географической территории ситуации разные. И в России - огромной по территории и разнообразию энергетических ситуаций - в том числе. Нужно это понимать и, в первую очередь, заняться энергоэффективностью и повышением качества и культуры использования энергоресурсов, которыми мы обладаем в избытке. Парадоксально выглядит в нашей, по сути, северной стране, с дефицитом энергоресурсов во многих ее частях, призыв активнее продвигать ВИЭ и электромобили. Любой грамотный инженер объяснит, почему это разумно только в некоторых регионах и не круглогодично.

При этом вопросы энергоэффективности, находящейся у нас на низком уровне, недопустимы в той же Европе уже давно, напрямую связаны со снижением себестоимости добычи и переработки, повышением эффективности извлечения запасов УВС, но, к сожалению, не являются у нас национальным и даже отраслевым приоритетом и не рассматриваются на государственном уровне как колоссальный ресурс для более динамичного развития всей отечественной экономики.

Во-вторых, система оценки нефтегазовых проектов в России находится почему-то в Министерстве финансов, а Минэнерго, приносящее, по сути, большую часть доходов в бюджет, является больше консультативным органом, а не решающим. При этом формально за падение уровня добычи и эффективности нефтегазовой отрасли отвечать некому. Текущие бюджетные доходы являются определяющими и при обсуждении планов развития отрасли на перспективу и методов стимулирования. А определяющим максимальным параметром должны быть доходы бизнеса и размер инвестиций, то есть создаваемых новых средств производства, а не налоговые платежи и размер ФНБ.

Опираясь на информацию аналитиков, отчитавшихся на семинаре, при использовании бюджетного критерия никакой сланцевой революции в США или ВИЭ просто бы не было. 

В-третьих, пользуясь богатством видов и типов энергоисточников в России, среди которых УВС занимают существенную долю, изменения или «Российский энергопереход» должен иметь свой формат и стратегию. Мы всегда вспоминаем фразу Менделева о глупости сжигания УВС для получения тепла, но для неэнергетического использования нефти, например, нефтегазохимии или биопротеина делается для технологической державы недостойно мало. 

В-четвертых, на мой взгляд выступление Rystad о green washing сланцевой нефти и газа, как УВ с одним из самых низких уровней выбросов СО2, вплоть до роли сланцев в качестве переходного элемента энергетической трансформации выглядят не совсем убедительной попыткой оправдать весьма существенные вложения в этот хорошо надутый пузырь успеха.

На самом деле экологические последствия применяемых методов добычи, в том числе гидроразрыв пласта, да еще в таких огромных масштабах, еще предстоит оценить специалистам.

В-пятых, мне очень понравился призыв известного аналитика Николая Иванова «не путать теплое с зеленым», который образно описал сложившуюся информационную ситуацию. Когда при анализе энергетических перспектив путаются понятия и определения, намеренно приводя к выводам, которые при объективном и корректном исследовании просто невозможны.

В заключение, хочу пожелать, чтобы подобных семинаров было больше, как и времени для обсуждения докладов. Ведь обсуждение таких интересных тем, да еще и на такой авторитетной площадке как ИМЭМО, привлекает не только маститых специалистов, журналистов и рыночных аналитиков, но и молодых студентов, исследователей и аспирантов.

Напомним, тему энергоперехода недавно поднимал и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в своей статье "Как не заблудиться в Париже"

Просмотров 4304
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

Индекс цитирования