«Яков и партнеры»: российские сырьевые проекты и Северный морской путь оказались в зоне риска
Москва. Последние геополитические изменения привели к тому, что российские сырьевые проекты с общим объемом грузов более 200 млн т в год и Северный морской путь (СМП) оказались в зоне риска. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнёры» по итогам изучения развития арктической зоны РФ за последние два года.
Анализ стратегий ведущих государств выявил растущий интерес к Арктике по всему миру, при этом участие России в ключевых органах и площадках международного взаимодействия по вопросам развития региона оказалось ограничено, что формирует новые риски для страны.
Как отмечают авторы исследования, объем вложений, предусмотренный российской стратегией развития АЗРФ до 2035 г., почти в два раза превосходит планируемые инвестиции ближайшего конкурента – Норвегии. Однако с учетом растущего интереса со стороны США, которые в декабре 2023 г. опубликовали новую, расширенную карту континентального шельфа, ожидается, что и другие страны последуют их примеру и начнут пересматривать свои приоритеты.
По разным оценкам, на арктические районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует приходится более 60% запасов углеводородов, или порядка 250 млрд баррелей нефтяного эквивалента (BOE), и 35% (более 9,5 млрд т) твердых полезных ископаемых, которые находятся в Арктике.
Суммарно планируемые арктические проекты должны к 2035 г. обеспечить дополнительный поток грузов, ежегодно вывозимых по СМП, в 200 млн т. Таким образом, объем грузов, перевозимых по Севморпути при реализации оптимистического сценария, должен достигнуть 192 млн т в год к 2030 г. и 288 млн т в год к 2035 г. Все это обусловливает стратегическое значение региона для экономического развития страны.
При этом существует ряд рисков, которые могут ограничить потенциал развития региона: риск со стороны обеспеченности рынками сбыта, слабая обеспеченность флотом и технологические риски.
«По нашим оценкам, к 2035 году нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров – девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028–2029 годов, что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя», – отмечает соавтор отчета и директор аналитического центра «Яков и Партнёры» Геннадий Масаков.
Различные ограничения, которые затронули практически все аспекты реализации проектов в Арктике, как отмечается в исследовании, могут потребовать пересмотра целевых показателей по СМП и СПГ для следующего этапа стратегии.
«За четыре года, с 2019 по 2023 год, объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% – с 31,5 до 36,5 миллионов тонн при планах в 80 миллионов тонн к этому году. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 миллион тонн при планах в 43 миллиона тонн к этому году. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз к текущему году. И так далее. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам», – предупреждает партнер и соавтор отчета Олег Назаров.
Как отмечают авторы отчета, в ответ на изменившуюся ситуацию в мире необходимо пересмотреть ряд приоритетов российской арктической стратегии, в частности:
- разработать дополнительные меры, направленные на повышение качества жизни людей, проживающих в АЗРФ;
- рационально увеличить долю инвестиций в восточную часть АЗРФ (Дальний Восток) для ускорения российского «поворота на Восток»;
- повысить уровень финансирования и поддержки НИОКР-проектов в контексте разработки отечественных технологий и оборудования для производства СПГ, судостроения, а также малой авиации;
- в дополнение к углеводородному сырью расширить стратегию перечнем целевых показателей, касающихся производства дефицитных видов минерального сырья, в том числе лития, марганца, РЗМ и т. д., которые нужны для высокотехнологичных отраслей, химической и тяжелой промышленности.
«Чтобы сохранить суверенитет и обеспечить долгосрочную устойчивость своих арктических территорий в условиях острого международного конкурентного давления, России необходимо продолжать последовательно осуществлять комплексную стратегию развития Арктики, требующую значительных инвестиций. Однако, учитывая возрастающий интерес к региону со стороны недружественных стран, а также рост влияния дружественных государств в части рынков сбыта и оборудования, России нужно быть готовой к дальнейшему наращиванию вложений», – резюмировал Андрей Сушенцов, президент агентства «Евразийские стратегии».
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.
29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль
Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.
23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России
Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.