Филипп Тайк: Настоящий капитал в профессии - возможность оглянуться на пройденный путь без стыда
Нижневартовск. Есть такая профессия - нефть добывать. И есть такое призвание - вести за собой людей. Заслуженный работник Министерства топлива и энергетики, почетный нефтяник ХМАО, ЯНАО и Тюменской области, награжденный медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», в 2006 году признанный руководителем года в РФ, Филипп Майерович Тайк соединил в себе и то, и другое. Пройдя путь от помощника бурильщика до генерального директора Ноябрьскнефтегаза, он не раз сталкивался с трудностями, которые проверяли не только его профессионализм, но и характер.
В преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности Филипп Майерович поделился с Агентством нефтегазовой информации историями из жизни, трудными решениями и тем, каково это быть настоящим лидером в суровых условиях Севера.
Вместо науки - Север
Филипп Майерович родился и вырос в городе Ивано-Франковск, который обосновался вблизи нефтепромысла. С детства наш герой наблюдал за буровыми установками и людьми, посвятившими себя этой профессии. Однако судьба не сразу привела его в нефтяное дело.
В юности Филиппа манил автомобильный транспорт. Жизненная ситуация заставила юношу рано пойти работать. Нужно было помогать пожилым родителям и старшей сестре, которая училась в институте. Трудовые будни прервала служба в армии. Но после ее окончания Филипп Майерович твердо решил получить профильное образование.
Выбор пал на самую трудную и высокооплачиваемую специальность - бурение нефтяных и газовых скважин в Ивано-Франковском институте нефти и газа.
«Кроме того, на ней была самая высокая стипендия: если все получали по 40 рублей, то буровикам платили 50. Министр нефтяной промышленности, как говорили, «доплачивал нам десятку»», - говорит наш герой.
Будучи образцовым студентом, каждое лето он ездил в стройотряд на Север. Получив диплом с отличием, Филипп Тайк преподавал и вел занятия по бурению. Карьера в науке уже маячила на горизонте, но судьба вновь внесла свои коррективы.
«Все бы ничего, но через полтора года меня снова призвали в армию, уже офицером. Это были 80-е годы. Войска уходили в Афганистан, и на место убывших офицеров требовались новые. Брали тех, кто уже служил. Так я еще два года отдал Советской армии, - рассказывает Филипп Майерович. - А вернувшись, понял: заниматься наукой больше нет смысла - тема устарела. К тому же у меня уже была семья, и я решил: наверное, надо ехать на Север, начинать все с нуля».
Так, в 1982 году молодой выпускник оказался в Ноябрьске. На тот момент городу было всего три месяца. Филипп Тайк устроился в Суторминское УБР №1. Несмотря на диплом с отличием, он наотрез отказался от «теплой» должности в офисе, заявив: «Хочу начать с буровой».
«Мне говорили: «Да что там? Ты же на практиках был!». А я стоял на своем. Год проработал помощником бурильщика, потом стал технологом буровой бригады. Тут-то и пригодилась моя научная подготовка», - делится ветеран-нефтяник.
Работа была сложная. В те времена точных приборов не было. Траекторию наклонно-направленной скважины, которая должна на глубине в 2,5 км попасть в круг диаметром в несколько метров, просчитывали на линейке и чертили вручную. Это был изматывающий физический и интеллектуальный труд. В пятидесятиградусный мороз первопроходцам надо было не просто выживать, но и работать головой.
Со временем Филипп Тайк дорос до замначальника Центральной инженерно-технической службы по технологии. В зоне его ответственности было оперативное управление процессом бурения и формирование кадрового резерва. К последнему Филипп Майерович относился с особой ответственностью.
«Все новички в УБР тогда сначала отправлялись на буровую на полгода, чтобы руками прочувствовать технологию. Потом проходили обучение. Я организовал специальную школу. Ее возглавлял легендарный технолог Западной Сибири Александр Иванович Гуз. Ребята стажировались у него, а потом возвращались на буровые уже под присмотром опытных наставников, - рассказывает Филипп Тайк. - Эта школа давала молодым специалистам возможность научиться работать по-настоящему хорошо, под строгим надзором, но с пониманием дела. Поэтому предприятие значительно улучшило свои показатели».
Карьера Филиппа Майеровича стремительно развивалась. Шаг за шагом, в течение 10 лет, он продвигался по карьерной лестнице и в итоге занял пост начальника Суторминского УБР №1.
«Только я работал практически все время в производстве. Мне больше прельщали полевые условия, люди, которые там работают, - мужественные, серьезные», - рассказывает наш собеседник.
Хозрасчет в действии
В 1985 году на предприятии сменился руководитель. Место занял опытный нефтяник Анатолий Васильевич Сивак, ранее трудившийся в Нижневартовске. При новом руководстве предприятие вышло на высокий уровень производственных достижений.
Но времена менялись, и вскоре страна взяла курс на экономизацию производства. Появились первые модели хозрасчета. Всюду пестрели плакаты с лозунгом: «Хозрасчет в цехах, в полях! От каждого рубля - максимум отдачи!». Теперь важно было не просто бурить скважины, но и делать это с максимальной экономической эффективностью. Филиппу Майеровичу было поручено внедрить эти показатели в производство. Наш герой сначала отнесся к нововведению скептически.
«Я, конечно, подумал: «Еще одна нагрузка…», но сам же и вызвался. Мы собрали небольшую хозрасчетную группу. И тут-то я впервые увидел, как много значит для людей возможность зарабатывать дополнительную зарплату за счет экономии ресурсов. Для меня это было откровением! Думал, будем мучиться, а ничего подобного, - делится наш герой. - И все на буровой начали считать! От помбура до начальника. Считали все! «Здесь можно сэкономить, но без ущерба технологии», «Тут важно следить за смазкой, вовремя обслуживать оборудование»… Люди быстро сообразили: 10% их зарплаты - это премия за экономию. Это был очень большой прорыв».
Одним из ярких воспоминаний для Филиппа Майеровича стал внезапный визит на буровую площадку по инициативе руководителя предприятия Анатолия Васильевича Сивака. На объекте они застали необычную ситуацию: рабочие вытаскивали из шламового амбара мешки с глинопорошком, списанным три месяца назад. «Что это?» - удивился начальник. «Вот вам хозрасчет в действии! - сказал Филипп Майерович. - Они поняли: на этом можно сэкономить, и теперь сами возвращают в работу то, что раньше бы просто пропало».
Испытания руководящей должности
В 1992 году Филипп Тайк возглавил Суторминское УБР №1. Начал, казалось бы, с малого - распорядился построить в Ноябрьском управлении теплый туалет.
«Причем я дал указание: «Чтобы был как в Большом театре!». Правда, тогда я не знал, какой он там, а когда через годы попал в Большой, подумал: «Слава богу, что мы не построили такой туалет!». Там был такой типичный вокзальный туалет советского времени, - с улыбкой вспоминает Филипп Майерович. - Самое приятное - реакция людей. Ко мне пришли женщины из коллектива и сказали: «Спасибо, что сделали то, о чем предыдущие три начальника даже не думали».
С этого начались масштабные преобразования. На предприятии появился собственный лечебный комплекс, база отдыха в Крыму и даже стоматологический кабинет. «Так что наше УБР стало «зубастым» в прямом и переносном смысле!» - подметил ветеран отрасли. Однако условия жизни на буровых оставались суровыми.
«Вагончики, которые нам поставляли, делали на каких-то заводах кое-как. Качество было крайне низкое. Приходилось их серьезно утеплять, потому что на Севере их продувало насквозь. Каждый переезд бригады - а их таскали краном с места на место - заканчивался новым ремонтом. Туалет - тот самый «скворечник» на морозе… Это было самое тяжкое время», - рассказывает наш герой.
Единственной отрадой, по словам Филиппа Майеровича, были бани. С нее начиналось обустройство любой новой точки. После изнурительных смен баня помогала сохранить здоровье и боевой дух первопроходцев. «Помылись, прогрелись, поспали 8 часов и снова на буровую. Так и выживали».
Пик испытаний в карьере Филиппа Майеровича пришелся на 1997 год, когда он занял пост гендиректора Ноябрьскнефтегаза. Предприятие было на грани: счета заблокированы, долги - колоссальны, запчасти только через бартер (нефть в обмен на оборудование), а зарплату везли наличными из Москвы самолетами.
«Экономика рушилась. Долги перед федеральным бюджетом, Тюменской областью, Ямалом, городом. Сидишь в кресле гендиректора, а руки связаны, ничего нельзя изменить, - вспоминает ветеран-нефтяник. - Но мы нашли выход. Вместе с коллегами разработали схему: перевели долги в инвестиционные кредиты. Заключили соглашения с каждым бюджетом, например, 500 миллиардов (тогда еще с нулями, до деноминации) превратили в долгосрочные займы. Платили проценты, но зато разблокировали счета. Так же поступили со всеми регионами. Это дало передышку и шанс вытащить предприятие из пропасти».
После сложных переговоров с руководством ХМАО, Тюменской области и ЯНАО схему удалось согласовать. Ноябрьскнефтегаз получил шанс выплатить долги и строить планы на будущее.
Серьезным испытанием для коллектива была задержка зарплаты в 3,5-4 месяца, особенно в преддверии майских отпусков. «Представляете, что такое на севере ехать в отпуск без денег? Это было безумие», - с содрогание вспоминает Филипп Тайк.
Соглашение с акционерами позволило расплатиться с долгами до Нового года. Путь был нервным, деньги то текли рекой, то иссякали. Но к 30 декабря 1997 года последняя копейка долга была возвращена. Честное слово, обещанное коллективу, было выполнено.
На этом руководитель не остановился. Увидев, что в Ноябрьске «растворились» перечисленные налоги и бюджетники остались без зарплаты, он взял на себя ответственность и выдал деньги учителям и врачам.
««Наверху» это не приветствовали, потом были разговоры. Но я ни о чем не жалею: люди получили свое. Ноябрьскнефтега» всегда платил долги перед трудящимися», - говорит Филипп Майерович.
Спасение поселка Ханымей
Принцип нашего героя - всегда оставаться человеком - простирался далеко за пределы предприятия. История спасения поселка Ханымей - тому подтверждение.
Новый мэр территории Леонид Иванович Каноненко отчаянно болел за свое село, которое в середине 90-х стояло на грани выживания. Он сумел донести ситуацию до Филиппа Майеровича. Услышав, что поселок может не пережить предстоящую зиму, руководитель вместе со специалистами отправился в Ханымей. Увиденное потрясло: разваленная котельная, ржавые, изношенные трубы и уныние, читающееся на лицах людей…
Вспоминая визиты Леонида Каноненко, Филипп Майерович особенно отмечает невероятную самоотдачу мэра.
«Меня поразило, как Леонид Каноненко боролся за поселок. А делал он это очень упорно. Я приходил на работу к восьми часам - Каноненко уже сидел в приемной!» - говорит он.
В итоге Ноябрьскнефтегаз подарил Ханымею новую жизнь. Силами предприятия были пробурены скважины для воды, построена новая котельная, отремонтированы дороги и впервые в истории поселка был положен асфальт.
Ветеран отрасли с особой теплотой делится воспоминаниями о Дне нефтяника в сентябре 1997 года. Тогда, несмотря на дефицит времени, по просьбе Леонида Ивановича он посетил поселок.
«Приземлились в ясный, солнечный день. И вот картина: асфальтоукладчики доделывают последние метры, по поселку идет глава района, а на обочинах - толпы людей. Они бросали нам под ноги цветы, благодарили. Это было такое приятное зрелище. Впервые у них появилась телефонная связь с «большой землей», мне даже предложили позвонить кому угодно. Я набрал друзьям в Ивано-Франковск, передал привет», - рассказывает он.
«Жить по совести»
Весь путь Филиппа Майеровича - это история закалки характера. Армия научила его быть командиром, институт - рваться к первенству, а Север и работа с людьми - принимать смелые решения и нести за них ответственность.
К современной молодежи у ветерана нефтегазовой отрасли особый подход: «Не гонитесь за количеством дипломов. Важно получить одно, но фундаментальное образование. А дальше - учитесь каждый день. Не стесняйтесь задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Берите ответственность, если уверены в себе. Действуйте, показывайте, на что способны. Но помните: уважение к коллегам - это основа».
Для Филиппа Майеровича настоящий капитал в профессии - не в деньгах или должностях, а в уважении людей и возможности оглянуться на пройденный путь без стыда. За годы карьеры можно смело сказать, что он заработал репутацию человека, на которого можно положиться, с которым можно работать и ради которого хочется трудиться.
Свою жизненную философию ветеран-нефтяник формулирует просто: «Главное - оставаться человеком».
«Я до сих пор дружу с теми, с кем работал в 80-х, независимо от занимаемых должностей. Есть те, кто проработал в Ноябрьске, а потом 20 лет туда носа не суют, знают, что натворили. А я могу приехать в любой город, где работал, и мне есть что вспомнить без стыда. Потому что жил по совести. Это и есть настоящий капитал в нашей профессии», - говорит Филипп Тайк.
Фото: из архивов Ф.М.Тайка, Фонд Муравленко
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.
29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль
Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.
23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России
Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив



Татьяна Белецкая.jpg)


