Эксперты: почему в России растут цены на бензин?
На недавнем совещании в Министерстве энергетики были названы сразу несколько причин роста цен на топливо и дефицита его в отдельных регионах. По мнению директора департамента по переработке нефти Минэнерго Петра Дегтярева, к глобальным причинам можно отнести рост поставок на экспорт, запрет на продажу бензина стандарта евро-2 и внеплановый ремонт Рязанского НПЗ. Еще одной причиной топливного кризиса, считает он, стала неготовность независимых операторов АЗС к возможным перебоям с поставками топлива и временное снижение доходности этого бизнеса. «Независимые операторы АЗС не смогли обеспечить заключение прямых контрактов с НПЗ, своевременно не вышли на биржи, где имелась возможность приобрести дополнительные объемы нефтепродуктов. Работали через цепочки трейдеров, которые стали разваливаться, как только начались проблемы. Так что доля ответственности за случившееся как на собственниках НПЗ, так и на операторах независимых АЗС", - отметил Петр Дегтярев.
Отраслевые эксперты среди причин роста цен на нефтепродукты выделяют и динамику мирового рынка. С октября 2010 года по май 2011 года цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке выросли на 50%. Параллельно выросла налоговая нагрузка на нефтяные компании в РФ, в том числе экспортная пошлина и акциз. Как пояснил «Интерфакс – АНИ» один из участников рынка, акцизы на бензин и дизтопливо с января 2011 года выросли в полтора-два раза - такого роста не было с 2001 года. Повышение цен было также спровоцировано традиционным сезонным ростом спроса на ГСМ и ажиотажным спросом на биржах со стороны трейдеров, которые "готовы были приобретать моторное топливо за любые деньги". «При этом трейдеры перепродавали топливо с большой выгодой на экспорт, что привело к превышению спроса на моторные топлива над предложением. "Биржа, при всех её плюсах, "обезличивает" логистику продаж: регион поставок зависит от трейдера, купившего товар через биржу, и не контролируется со стороны производителей. А поскольку административное сдерживание цен провоцирует перекосы между регионами, товар на вторичном рынке начинает перераспределяться», - считает эксперт.
Еще одной причиной повышения цен стали вступившие в силу с 1 января новые требования технического регламента, в соответствии с которыми в обороте может быть топливо не ниже третьего экологического класса. По словам президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, не все нефтяные компании смогли подготовить к этому свои заводы. Часть из них вложила значительные средства в реконструкцию своих НПЗ, другие, видимо, надеялись на продление срока введения нормы, но этого не произошло. Некоторые компании просто не в состоянии восполнить недостающие объемы топлив нефтепродуктами более высокого экологического класса. И хотя в профильных министерства сейчас рассматривается возможность временно вернуть на рынок топливо второго класса, куда более действенными, по мнению Евгения Аркуши, были бы меры по снижению акцизов. «Минфин не разделяет инициативы ФАС. А между тем именно рост акцизов (примерно на рубль за литр) и введение НДС на этот акциз привело к увеличению налоговой нагрузки на 2 тысячи рублей за тонну. Поэтому проблемы, с которыми мы столкнулись в этом году, повторятся и в 2012, и 2013 годах, если не отменить увеличение акциза», - пояснил Евгений Аркуша.
Плюс ко всему с 1 января выросли тарифы в ЖКХ, арендная плата за землю, стоимость логистики, материалов и другие эксплуатационные расходы, что также отразилось на цене топлива. «Нефтяники оказались в сложной ситуации. С одной стороны, повышение налогов, с другой — требование снизить цены»,- пояснил Евгений Аркуша в интервью газете «Московские новости».
Тем не менее, в феврале нефтяники значительно снизили цены в своих сбытовых розничных сетях. К примеру, на юге Тюменской области относительно невысокие цены по всем видам топлива сохраняются на АЗС «Газпромнефть». Так, цена самого ходового Аи-92 с 22,95 рубля за литр в середине апреля поднялась до 25,30 рубля, тогда как на независимых АЗС уже на протяжении месяца данный вид топлива можно приобрести по 26 рублей за литр, а у некоторых операторов - и выше. Аналогичная ситуация наблюдается и по топливу премиум-класса. На АЗС «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта», еще недавно отличавшегося относительно невысокими ценами, стоимость Аи-95 и Аи-98 в мае поднялась на 40 копеек. На сегодняшний день эти марки бензина обойдутся автовладельцам по 26,55 и 28,30 рубля за литр соответственно. На АЗС «Газпромнефть» цена 98-го составляет 27,80 рубля за литр.
В целом ситуация в тюменском регионе стабильная. Несмотря на то, что на АЗС наблюдается повышенный спрос, все виды топлива в наличии.
Однако не стоит забывать, что в России работает порядка 25 тысяч АЗС, и лишь 40% из них принадлежит вертикально интегрированным компаниям, остальные 60% - это независимый рынок. И хотя в данный момент наблюдается некоторая стабилизация на топливном рынке, «любая форс-мажорная ситуация, связанная с производством или транспортировкой светлых нефтепродуктов, будет негативно сказываться на их цене», пояснил один из участников рынка. Кроме того, эксперты не исключают очередного заявления российского правительства о сдерживании цен на ГСМ, что может повлечь за собой дефицит топлива.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю