$86.89 +1.78%
$ 91.98 +0.11
€ 100.24 +0.27
               

Цистерны с горючим для Сталинграда снимали с колес и пускали по воде

09 мая 2022/ 06:50


Нижневартовск. Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Эти полгода изменили ход военных событий, переломив ситуацию в пользу советских войск. Большую роль в исходе сражений сыграло топливо, которое было необходимо для военной техники с обеих сторон. Сухопутной возможности для его доставки почти не было, поэтому на фронт со стороны советской армии оно доставлялось по воде, а немцам – по воздуху.

«Нефть – Сталинграду!»

Еще до начала вторжения немцев в Сталинград, некоторые американские издания опубликовали предположения о нападении, основываясь на прогнозах и аналитических доводах. Как писало издание из Пенсильвании Pittsburgh Press 12 июля 1942 года, Сталинграда - это «удобная точка для перехвата поставок нефти, поставляемых на север России». И действительно, в гитлеровском плане «похода за нефтью» захват этого города имел колоссальное значение. Если бы немцы взяли Сталинград и перерезали Волгу, Красная армия оказалась бы под угрозой острейшего дефицита топлива.

Стоит отметить, что после поражения под Москвой, целью немецкой армии стал главный центр нефтедобычи в СССР – Баку. Еще британский премьер Уинстон Черчилль говорил: «Если нефть – королева, то Баку – ее трон». На бакинских нефтепромыслах добывали более 70% всей советской нефти.

В июле была прекращена подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а следом и по маршруту Сальск — Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, противник овладел нефтяным районом Краснодара и навис над промыслами Грозного.

В результате в Баку скопилось столько нефти и мазута, что при первом же массированном авианалете главный нефтедобывающий район СССР мог быть полностью уничтожен пожарами. Из шифротелеграммы наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии Иосифу Сталину от 29 августа 1942 года известно, что было принято решение о временной приостановке разведывательно-эксплуатационного бурения и консервации части скважин с тяжелой нефтью, а также закачке в скважины остающейся от ежедневной выработки мазута. Последняя мера должна была дать возможность не переполнять уже до отказа загруженные емкости, фелера, земляные амбары, где скопилось свыше 6 млн тонн нефти. А осенью 1942 года из-за повышения угрозы захвата Баку немцами, нефтяные месторождения Закавказья тоже готовили к уничтожению. Тем не менее бакинские нефтяники работали в полную силу.

В эти месяцы снабжение войск, действовавших севернее Сталинграда, велось из Саратова, Сызрани, Ярославля, Казани, Орска, Перми. Топливо подавалось на Владимирскую Пристань, Эльтон, Калач, а также в Камышин, где был создан укрытый в земле склад горючего. Часть топлива хранилась на баржах, бросивших якорь на Волге. К ним был протянут по дну сварной трубопровод.

Поставки горючего в войска, сражавшиеся южнее Сталинграда, осуществлялись по более сложной схеме. С Кавказа через Каспийское море его сначала транспортировали в Красноводск, далее по железной дороге через Ташкент доставляли на фронты. Существенно сократить этот маршрут удалось уже в августе 1942 года: в Гурьеве был введен в эксплуатацию перевалочный пункт горючего, который принимал топливо, поступавшее по Каспийскому морю из Баку и Махачкалы. Всего за двенадцать дней были построены временный причал и железнодорожная ветка, проведены дноуглубительные работы. Гурьевский пункт налива успевал обрабатывать в сутки 1 - 1,2 тысячи железнодорожных цистерн. Но цистерн не хватало, в то время как на железных дорогах Северного Кавказа и Закавказья было много брошенных и неиспользуемых. Решение в службе горючего приняли смелое и оригинальное: цистерны отбуксировали с западного на восточный берег Каспия прямо по воде.

С цистерн с нефтью или топливом снимали колеса и спускали их на воду в Баку или Махачкале, затем буксир тянул по морю целый караван из цистерн. Такой способ транспортировки нефти применялся впервые в мире. Колеса везли на отдельных баржах. К Астрахани цистерны снова ставили на железную дорогу и везли к фронту.

23 августа 1942 года около 1000 немецких самолетов подвергли Сталинград массированной бомбардировке. На город сбрасывались зажигательные бомбы. Вскоре его захватило море огня. Одними из главных целей германской авиации стали нефтехранилища. Из взорванных резервуаров горящая нефть выливалась в Волгу. Многие очевидцы боев в Сталинграде вспоминали горящую Волгу как одну из самых жутких и незабываемых картин, которую им пришлось видеть во время войны.

Если бы немцы перешли Волгу, то они могли бы перерезать и транспортные пути, ведущие из Закавказья к фронту. Перед ними открывалась возможность прорыва и в район «Второго Баку» – Волго-Уральский нефтяной район. Бои за Сталинград были во многом и битвой за нефть. И ее исход мог оказать огромное влияние на весь дальнейший ход войны.

Всего в Сталинградской битве с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года было израсходовано 148,8 тысяч тонн горючего. Особенно большой расход горючего был у авиации — 72 заправки. Автомобильному транспорту потребовалось 48 заправок. Работа на нефтепромыслах, откуда топливо доставляли на фронт проходила под лозунгом: «Нефть – Сталинграду!».

В целом за время войны Красной Армией было израсходовано 13 358,7 тысячи тонн горюче-смазочных материалов.


Поражение с пустыми баками

Немецкие самолеты по воздуху снабжали немецкую группировку боеприпасами, топливом, продовольствием. Рейхсмаршал Герман Геринг обещал перебрасывать в Сталинград до 500 тонн грузов ежедневно, 150 из них - топливо. Однако по мере того, как советские войска продвигались на запад, задача всё более усложнялась.

В качестве баз вначале использовались Тацинская, Морозовск, Тормосин и Богоявленская. Однако 24 декабря, после крушения фронта на р. Чир, авиация вынуждена была перенести свои базы. Среднее расстояние от баз авиации до посадочных площадок 6-й немецкой армии составляло: в первом периоде 200 км; во втором периоде 300 км, причем необходимо отметить, что в это время транспортные самолеты в связи с воздействием авиации противника на их прямом маршруте часто вынуждены были избирать окольные пути, например, до нижнего течения Волги; в третьем периоде 450 км.

В результате удара русских, нанесенного 10 января 1943 г., ухудшились вскоре и условия для посадки самолетов, и сбрасывания грузов в самом районе окружения. 14 января был оставлен главный аэродром 6-й армии — Питомник. С 26 января посадка самолетов в районе окружения 6-й армии стала невозможной.

В период между 24 ноября и 31 января 1942 года немцы потеряли около 500 машин. После таких потерь Германия уже не смогла восстановить потенциал военно-транспортной авиации. Очень скоро немецкая авиация могла перебрасывать только около 100 тонн грузов в день. С 16 по 28 января в день сбрасывали уже только около 60 тонн грузов.

Положение немецкой группировки резко ухудшилось. Боеприпасов и горючего не хватало. Начался голод. Солдаты были вынуждены есть лошадей, оставшихся от разгромленной румынской кавалерии, а также лошадей, которых использовали в транспортных целях в немецких пехотных дивизиях. Ели и собак, кошек...

К концу января ситуация в рядах немецкой армии стала настолько тяжелой, что обороняться стало практически нечем. Десятки тысяч были вынуждены погибнуть или сдаться.

Отметим, накануне войны добыча нефти в Германии составляла 0,55 млн тонн в год. Страна сидела на настоящей игле импорта нефти. Он составлял около шести млн тонн в год. Больше всего нефтепродуктов Третий рейх получал от американцев. Но после того, как Гитлер начал Вторую мировую войну, эти поставки фактически прекратились. С мая 1940 года нефть в Германию поставлял союзник Берлина – Румыния (в 1940 году – около 1,2 млн тонн, в 1941 году – уже около трех млн тонн).

Источники: газета «Аргументы и факты», otvaga2004.ru, naukatehnika.com, victory75.tass.ru, архив газеты «Московский большевик» за 1942 год, www.trubafgan.ru.

Фото с сайта www.istorya.ru.

Просмотров 11531
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^