Трудности декабря: российскую нефть ограничили
Москва. В декабре энергетический рынок вступает в новую для себя реальность – ограничение на поставки углеводородов одной из крупнейших стран-экспортеров в мире – России. 5 декабря вступил в силу запрет морских перевозок российской нефти, а с февраля – и нефтепродуктов. Параллельно в Европе согласовали ценовой потолок на покупку нефти российского происхождения - в $60 за баррель. Данное ограничение поддерживают страны G7 и Австралия.
По мнению аналитиков, подобные ограничения грозят в первую очередь дефицитом на мировом энергорынке, а следовательно и ростом цен на энергоресурсы. Ситуацию частично могла бы скорректировать Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), увеличив добычу в рамках договоренностей картеля. Но в минувшие выходные техкомитет организации не согласовал изменение параметров сделки, тем самым сохранив ноябрьский уровень квот для стран-участниц.
Россия – в тройке экспортеров лидеров
По данным ОПЕК, Россия в 2021 году стала вторым по величине мировым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Доля РФ по поставкам на мировой рынок составляла 10,9%. В физическом выражении РФ экспортировала 229,9 млн тонн сырой нефти на общую сумму $110,1 млрд. На долю стран Евросоюза приходилось 47% поставок (108,1 млн тонн), Китай закупал 30,6% (70,1 млн тонн).
В этом году ситуация изменилась. Ценовое агентство Argus отмечало, что если в январе, до начала военного конфликта на Украине, на поставки в страны ЕС приходилось 85% общего объема морского экспорта сорта российскими компаниями, то в июле доля таких поставок снизилась до 37%. При этом поставки в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), напротив, выросли до 49% с лишь 8% в январе.
Самым крупным покупателем российской нефти морским путем уже пять лет является Китай. В период с января по октябрь КНР увеличил закупки на 9,5% год к году - до почти 72 млн тонн.
Также заметно выросли поставки российской нефти в Индию: с 264 тыс. тонн в марте до 4,035 млн тонн в июне 2022 года. А в октябре Россия уже стала крупнейшим поставщиком нефти в страну, опередив традиционно доминирующих на индийском рынке Саудовскую Аравию и Ирак. Так, РФ поставила в октябре в Нью-Дели 946 тыс. барр./сутки нефти. В ноябре именно Индия закупила около 40% всех морских экспортных объемов Urals (7,5 млн тонн).
Большинство стран ЕС заранее отказались от танкеров. По данным ценового агентства Argus, к октябрю такие поставки сократились в два раза - до 770 тысяч баррелей в сутки. В январе было 1,6 миллиона.
Однако, стоит отметить, в ожидании пояснений по вводимым ограничениям на транспортировку российской нефти, в конце ноября спрос на нее немного снизился. В связи с чем, котировки экспортного сорта Urals сократились до уровня ниже обсуждаемого потолка в $60 за баррель.
Готовность №1
Как отметил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, Россия готовилась к озвученным ограничениям. Сейчас в действие вступил шестой пакет санкций, всего же их принято уже восемь.
«Основной удар наносится по перевозкам. И Россия на протяжении последних месяцев составляла лояльный флот, подготавливала свои страховые компании, чтобы танкеры, которые перевозят нефть, не отчитывались о ее стоимости перед регуляторами США и ЕС. Сейчас основная интрига, смогла ли вовремя и в достаточном объеме найти танкеры для перевозки всей нефти, которая транспортируется морским путем? Если их недостаточно, то Москва будет пытаться добирать их на мировом рынке», - пояснил эксперт.
Российские грузоотправители и судовладельцы уже столкнулись с отказами европейских игроков, которые доминируют на рынке. Сейчас, по мнению Юшкова, необходимо перенаправлять все объемы нефти в порты, которые ближе к азиатским рынкам, потому что чем меньше транспортное плечо до потребителя, тем меньше будет задействовано танкеров.
«Не исключено, первые два месяца будет сокращение экспорта и добычи. Примерно то же самое происходило весной. При этом на мировом рынке возникнет дефицит и вырастет цена на ресурс. Значит в экономическом отношении мы заработаем примерно столько же. Второй негативный момент, вероятно придется увеличить скидку на каждый баррель. Это тоже особенно активно происходило весной, тогда дисконт увеличился до $30 за баррель. Сейчас дисконт чуть ниже, но может временно увеличиться. Я думаю, что большинство объемов мы все же сможем вывозить на азиатские рынки, поэтому никакого длительного обрушения экспорта и добычи в России не произойдет», - уверен Игорь Юшков.
Отметим, запрет на страхование танкеров западными компаниями уже вызывает сложности у продавцов. Российскую страховку страны пока не спешат признавать. Среди таких стран, к слову, Китай. Самый крупный покупатель российской нефти морским путем. При этом, Турция признала российских страховщиков. Иначе суда были бы заблокированы в Черном море.
«На фоне того, что китайские власти все же готовы смягчить политику нулевой терпимости к коронавирусу, потребление нефти вырастет, поэтому они вряд ли откажутся от покупок российской нефти с дисконтом. Вероятно, поставки усложнятся и станут менее выгодными для Москвы, объем может временно снизиться, но не критически. России же придется искать варианты страхования на небольших, менее развитых рынках, что частично ограничит экспорт», — пояснил РИА Новости партнер Capital Lab Евгений Шатов.
Эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов уверен, что вводимые ограничения все же сыграют на руку России. И в первую очередь, это приведет к росту цен на энергоносители.
Вице-премьер России Александр Новак накануне заявил, что Россия прорабатывает механизмы запрета на потолок цен на нефть, так как не собирается применять инструменты, связанные с вводимым Западом ограничением.
Фото: Агентство нефтегазовой информации.
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?



.jpg)