Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Российский нефтесервис: нам нужны кредиты в 5% годовых

Людмила Подобедова
03 июля 2013/ 16:57

Москва. Сегодня в Госдуме РФ состоялось заседание Консультативного совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности при председателе Комитета по энергетике. Темой совещания стало обсуждение ситуации на российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования.
В мероприятии приняло участие около ста человек, включая представителей Минэнерго, ФАС, Минприроды, представителей российских и иностранных нефтесервисных компаний, предприятий по производству профильного оборудования для нефтегазового комплекса, менеджеров нефтяных и газовых компаний из числа заказчиков услуг нефтесервиса, а также общественных и экспертных организаций. Участники обсудили целый ряд проблем, который стоит перед отечественным нефтегазовым сервисом, включая необходимость господдержки отрасли, налаживание тесного и прозрачного взаимодействия между заказчиками услуг и подрядчиками, обеспечение выгодных условий финансирования проектов, своевременной оплаты заказа. Кроме того обсуждалась проблема износа оборудования, в частности бурового, демпинг заказчиков по ценовым условиям договоров с подрядчиками и т.д.
На совещании выступили: Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, Алексей Канашук, заместитель гендиректора Сибирской сервисной компании, Эдуард Гарибян, председатель правления ОАО Машпром, Андрей Алабушев, руководитель проекта oil-gas.ru, Валерий Эпштейн, директор компании «НГК-Технологии». В прениях участвовали: Дмитрий Шульман, исполнительный директор ГК «Интегра», Игорь Малыхин, советник ГК Миррико (Татарстан), Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования, Эдуард Тропин, директор департамента добычи, подготовки нефти компании НОВАТЭК, Валерий Артеменков, заместитель начальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома, Сергей Воронов, директор департамента по добыче нефти и газа Русснефти, Андрей Вакула, начальник управления бурения компании Татнефть, Александр Савинов, заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго, Светлана Жулина, начальник управления по надзору в нефтегазодобывающей промышленности Ростехнадзора и другие.
Открыли заседание председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев и сопредседатель Консультативного совета, депутат Госдумы Андрей Крутов, зачитав приветственное слово. Основной доклад конференции представил Алексей Канашук, заместитель гендиректора Сибирской сервисной компании. По его словам, объем рынка отечественного нефтесервиса сегодня составляет более $25 млрд. При этом российские компании находятся в условиях жесткой конкуренции с западными сервисными компаниями «большой четверки»: Schlumberger, Baker Hughes, Weatherford, Halliburton. Добывающие компании стали заказывать оборудование у китайцев из-за его выгодной цены и качества. Объем же производства бурового оборудования отечественных лидеров рынка снижается. Только на заводах «Уралмаш НГО Холдинга» в 2012 году было произведено всего 30 буровых установок вместо 350, которые делали предприятия этой группы в 1990 году. При этом отечественное оборудование сильно устарело: его износ составляет от 70%. И нуждается в модернизации.
Однако, по словам г-на Канашука, производить обновление оборудования накладно: кредиты дороги, заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую такой модернизации, платежи задерживаются, а слишком краткий срок контрактов (всего год), не позволяет осуществлять долгосрочное планирование деятельности. Среди озвученных им предложений – заключать долгосрочные договора с заказчиками: от 3-5 лет, уменьшить максимальные штрафные санкции для подрядчиков, включить в контракты инвестиционную составляющую, ввести господдержку отечественного производителя, включая выдачу дешевых кредитов под производство профильного оборудования (до 5%). Кроме того он предложил разработать госпрограмму по утилизации устаревшего бурового оборудования. Эдуард Гарибян, председатель правления Машпрома посетовал на низкое качество российского бурового оборудования. По его словам, гарантийные сроки отечественных насосов для нефтегазовой промышленности составляют всего полгода против 20 лет у западных производителей, а менять условия работы производителям и сервисным компаниям не выгодно. По его словам, заказчики сами не сильно заинтересованы в модернизации оборудования, так как им выгодно дешево платить за сервис на текущей, пока работающей, хоть и изношенной технике.

Читать также
По словам Эдуарда Тропина, директора департамента компании НОВАТЭК, компании-заказчики готовы заключать контракты на срок 2-3 года, возможно и до пяти лет. По его мнению, необходимо консолидировать законодательные и другие инициативы, прозвучавшие на совещании. И выработать единую позицию. Пока налицо явная несогласованность между заказчиками и подрядчиками: компании, научное сообщество и другие заинтересованные стороны предлагают порой не совсем то, что нужно рынку. Валерий Артеменко, замначальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома сообщил, что компания готова работать с отечественными производителями бурового оборудования, но при условии, что оно будет не хуже по качеству и не дороже по цене, чем западное. Менеджер привел пример такого замещения канадского оборудования российским, однако подчеркнул, что затраты по испытаниям и производству легли на производителя. По его словам, Газпром не готов авансировать перевооружение технического парка своих подрядчиков без гарантий того, что они и далее будут производить работы для компании. Компания активно инвестирует в собственные сервисные структуры, а с другими готова работать на рыночных условиях.
Представители как заказчиков, так и подрядчиков, а также чиновники и экспертное сообщество были солидарны в том, что господдержка нефтесервиса необходима, но полного консенсуса в том, какой она должна быть, среди участников совещания не оказалось. Большинство выступающих были солидарны в том, что необходимо создавать в российских профильных вузах условия по подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. В остальных вопросах потребности рынка, особенно со стороны подрядчиков выглядят более масштабными, чем возможности государства их осуществить. Подрядчики приводили в пример власти Китая и Норвегии, которые поддерживают отечественных производителей оборудования и услуг в области нефтегазового рынка, способствуют выдаче дешевых кредитов и вводят процент ограничения импорта в этой области, в том числе меры таможенного регулирования. Заказчики говорили, что готовы поддерживать отечественного производителя при условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не хуже западного, и при этом сам вложится в модернизацию своего оборудования. Добывающие компании готовы финансировать только свои сервисные структуры. Подрядчики же пеняли на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными компаниями и ценовой демпинг со стороны заказчиков.
Примерно такое же расхождение в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики хотели бы долгосрочных контрактов на 3-5 лет, а заказчики пока заключают договора максимум на год. А на словах готовы перейти на 2-3 летние соглашения.
По итогам совещания принята резолюция, с которой в итоге согласны далеко не все участники совещания. По-видимому, документ будет дорабатываться, но некоторые его составляющие будут учтены в последующей законодательной работе.

Резолюция совещания
Участники совещания считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:
— Минэнерго России сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и поставщиков нефтегазового оборудования.
— Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
—Установить специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам, направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
— ФАС России обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней. (сегодня сроки платежей со стороны заказчика составляют до 90 дней)
— ФАС России принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не обусловлено изменением других существенных условий договоров.
— Внести изменения в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров, создания и развития конкурентной среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля. (сегодня отрасль в основном работает по годовым контрактам)
— ФТС России обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
— Ростехнадзору провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать.
— Ростехнадзору подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
— Минпромторгу России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
— Минэнерго России обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года.

Просмотров 957
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования