Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Российский нефтесервис: нам нужны кредиты в 5% годовых

Людмила Подобедова
03 июля 2013/ 16:57

Москва. Сегодня в Госдуме РФ состоялось заседание Консультативного совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности при председателе Комитета по энергетике. Темой совещания стало обсуждение ситуации на российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования.
В мероприятии приняло участие около ста человек, включая представителей Минэнерго, ФАС, Минприроды, представителей российских и иностранных нефтесервисных компаний, предприятий по производству профильного оборудования для нефтегазового комплекса, менеджеров нефтяных и газовых компаний из числа заказчиков услуг нефтесервиса, а также общественных и экспертных организаций. Участники обсудили целый ряд проблем, который стоит перед отечественным нефтегазовым сервисом, включая необходимость господдержки отрасли, налаживание тесного и прозрачного взаимодействия между заказчиками услуг и подрядчиками, обеспечение выгодных условий финансирования проектов, своевременной оплаты заказа. Кроме того обсуждалась проблема износа оборудования, в частности бурового, демпинг заказчиков по ценовым условиям договоров с подрядчиками и т.д.
На совещании выступили: Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, Алексей Канашук, заместитель гендиректора Сибирской сервисной компании, Эдуард Гарибян, председатель правления ОАО Машпром, Андрей Алабушев, руководитель проекта oil-gas.ru, Валерий Эпштейн, директор компании «НГК-Технологии». В прениях участвовали: Дмитрий Шульман, исполнительный директор ГК «Интегра», Игорь Малыхин, советник ГК Миррико (Татарстан), Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования, Эдуард Тропин, директор департамента добычи, подготовки нефти компании НОВАТЭК, Валерий Артеменков, заместитель начальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома, Сергей Воронов, директор департамента по добыче нефти и газа Русснефти, Андрей Вакула, начальник управления бурения компании Татнефть, Александр Савинов, заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго, Светлана Жулина, начальник управления по надзору в нефтегазодобывающей промышленности Ростехнадзора и другие.
Открыли заседание председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев и сопредседатель Консультативного совета, депутат Госдумы Андрей Крутов, зачитав приветственное слово. Основной доклад конференции представил Алексей Канашук, заместитель гендиректора Сибирской сервисной компании. По его словам, объем рынка отечественного нефтесервиса сегодня составляет более $25 млрд. При этом российские компании находятся в условиях жесткой конкуренции с западными сервисными компаниями «большой четверки»: Schlumberger, Baker Hughes, Weatherford, Halliburton. Добывающие компании стали заказывать оборудование у китайцев из-за его выгодной цены и качества. Объем же производства бурового оборудования отечественных лидеров рынка снижается. Только на заводах «Уралмаш НГО Холдинга» в 2012 году было произведено всего 30 буровых установок вместо 350, которые делали предприятия этой группы в 1990 году. При этом отечественное оборудование сильно устарело: его износ составляет от 70%. И нуждается в модернизации.
Однако, по словам г-на Канашука, производить обновление оборудования накладно: кредиты дороги, заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую такой модернизации, платежи задерживаются, а слишком краткий срок контрактов (всего год), не позволяет осуществлять долгосрочное планирование деятельности. Среди озвученных им предложений – заключать долгосрочные договора с заказчиками: от 3-5 лет, уменьшить максимальные штрафные санкции для подрядчиков, включить в контракты инвестиционную составляющую, ввести господдержку отечественного производителя, включая выдачу дешевых кредитов под производство профильного оборудования (до 5%). Кроме того он предложил разработать госпрограмму по утилизации устаревшего бурового оборудования. Эдуард Гарибян, председатель правления Машпрома посетовал на низкое качество российского бурового оборудования. По его словам, гарантийные сроки отечественных насосов для нефтегазовой промышленности составляют всего полгода против 20 лет у западных производителей, а менять условия работы производителям и сервисным компаниям не выгодно. По его словам, заказчики сами не сильно заинтересованы в модернизации оборудования, так как им выгодно дешево платить за сервис на текущей, пока работающей, хоть и изношенной технике.

Читать также
По словам Эдуарда Тропина, директора департамента компании НОВАТЭК, компании-заказчики готовы заключать контракты на срок 2-3 года, возможно и до пяти лет. По его мнению, необходимо консолидировать законодательные и другие инициативы, прозвучавшие на совещании. И выработать единую позицию. Пока налицо явная несогласованность между заказчиками и подрядчиками: компании, научное сообщество и другие заинтересованные стороны предлагают порой не совсем то, что нужно рынку. Валерий Артеменко, замначальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома сообщил, что компания готова работать с отечественными производителями бурового оборудования, но при условии, что оно будет не хуже по качеству и не дороже по цене, чем западное. Менеджер привел пример такого замещения канадского оборудования российским, однако подчеркнул, что затраты по испытаниям и производству легли на производителя. По его словам, Газпром не готов авансировать перевооружение технического парка своих подрядчиков без гарантий того, что они и далее будут производить работы для компании. Компания активно инвестирует в собственные сервисные структуры, а с другими готова работать на рыночных условиях.
Представители как заказчиков, так и подрядчиков, а также чиновники и экспертное сообщество были солидарны в том, что господдержка нефтесервиса необходима, но полного консенсуса в том, какой она должна быть, среди участников совещания не оказалось. Большинство выступающих были солидарны в том, что необходимо создавать в российских профильных вузах условия по подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. В остальных вопросах потребности рынка, особенно со стороны подрядчиков выглядят более масштабными, чем возможности государства их осуществить. Подрядчики приводили в пример власти Китая и Норвегии, которые поддерживают отечественных производителей оборудования и услуг в области нефтегазового рынка, способствуют выдаче дешевых кредитов и вводят процент ограничения импорта в этой области, в том числе меры таможенного регулирования. Заказчики говорили, что готовы поддерживать отечественного производителя при условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не хуже западного, и при этом сам вложится в модернизацию своего оборудования. Добывающие компании готовы финансировать только свои сервисные структуры. Подрядчики же пеняли на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными компаниями и ценовой демпинг со стороны заказчиков.
Примерно такое же расхождение в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики хотели бы долгосрочных контрактов на 3-5 лет, а заказчики пока заключают договора максимум на год. А на словах готовы перейти на 2-3 летние соглашения.
По итогам совещания принята резолюция, с которой в итоге согласны далеко не все участники совещания. По-видимому, документ будет дорабатываться, но некоторые его составляющие будут учтены в последующей законодательной работе.

Резолюция совещания
Участники совещания считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:
— Минэнерго России сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и поставщиков нефтегазового оборудования.
— Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
—Установить специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам, направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
— ФАС России обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней. (сегодня сроки платежей со стороны заказчика составляют до 90 дней)
— ФАС России принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не обусловлено изменением других существенных условий договоров.
— Внести изменения в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров, создания и развития конкурентной среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля. (сегодня отрасль в основном работает по годовым контрактам)
— ФТС России обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
— Ростехнадзору провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать.
— Ростехнадзору подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
— Минпромторгу России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
— Минэнерго России обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года.

Просмотров 1441
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования