Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Ришат Вахитов: Отсутствие межрегионального и межотраслевого планирования - главный тормоз развития промышленности

26 февраля 2018/ 09:50

Москва. В начале февраля под председательством президента РФ Владимира Путина в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное перспективам развития промышленного потенциала регионов. Она прошла на территории одного из главных производителей сельскохозяйственной техники страны - Ростсельмаша. Владимир Путин отметил, что по итогам 2017 года промышленный рост в России составил 1%. Согласно прогнозу Минпромторга, в 2018 году промышленное производство вырастет на 1,5-2%.

О том, возможно ли добиться промышленного роста в России и что тормозит развитие производства, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт, советник НП Консорциум "СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ" Ришат Вахитов:

- Президент страны Владимир Путин на Ростсельмаше провел заседание президиума Госсовета по вопросу развития промышленного потенциала регионов России. Руководитель рабочей группы Госсовета, губернатор Тюменской области  Владимир Якушев отметил, что более четверти экономики страны (26,2%) составляет промышленность. Это говорит о том, что промышленность растет. И это отрадно. 

Отрадно и то, что ростсельмашевские комбайны и тракторы покупают аграрии и в России, и еще в 37 странах мира, при этом 41% работников предприятия с высшим образованием! 

Так ли все хорошо в остальной нашей промышленности? Нет, не все.  Росстат  подтверждает: 2017 год отмечен ростом всех отраслей промышленного производства - чуть выше нуля. Рост 101% - это лукавая цифра. 

Усилия министра промышленности и торговли РФ Дениса  Мантурова и его штаба, начиная с 2012 года, видны. Все отрасли в динамике, правда, результаты весьма скромные. 
Минпромторг теперь отвечает за все, начиная от самолетов и морских судов, заканчивая табаком, лекарствами и парфюмерией. Но будет ли эффект от такой курации в оптимизации отраслей, импортозамещении и прочего? Вряд ли. 

Прав президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, заявляя, что нельзя руководить всей промышленностью громадной российской территории  только из Москвы. Каждый день мы слышим, видим, читаем про соглашения и планы реализации инвестпроектов на миллиарды и триллионы рублей, но нет отчетов  в режиме "план/факт", "произведено/продано/куплено", "задумано/сделано", как и не слышно о спросе за порученное.   

Износ основных производственных фондов (ОФ) в промышленности, по данным Росстата, за прошлый год подходит к 60%. 

Не на этих ли ОФ запланировал Минпромторг реализовать 780 замещающих импорт проектов в 2018-2019 годах,  о которых Денис Мантуров вдохновенно докладывал Владимиру Путину и до заседания, и на Госсовете? Это вопросы рыночные или еще и государственные?

Любой промышленник знает закон рынка: прежде чем создать, позаботься о сбыте. С этим законом  согласен и Владимир Якушев: "Хочу отметить, что руководители всех промышленных предприятий, работающих в регионах, отмечают острую проблему сбыта. Говоря проще, проблема уже не столько произвести, сколько реализовать. Конечно, есть и проблемы с внутренним спросом на ряд видов промышленной продукции, и с экспортом промышленной продукции".

Почему-то в минпромторговских отчетах и докладах  исполнение этого  закона опускается. На самом деле, уважаемые коллеги, из года в год мы читаем, смотрим, слышим: на всевозможных экономических форумах заключено соглашений на многие миллиарды рублей, одобрены проекты на триллионы. А какое исполнение соглашений и проектов? Превратились ли они в хозяйственные договоры и проданные товары? Не знаю, не видел. Нет отчетов. И так по всей правительственной повестке.

По замещению импорта: правительство дает деньги  на обновление техники. Но аграрии закупают ее не у Ростсельмаша, а импортную. Владелец Ростсельмаша Константин Бабкин задается вопросом: почему?

Роснано на деньги бюджета создает дорогие, но перспективные нанопроизводства, но госкорпорации их не берут, они им неинтересны. «Почему?» - спрашивает генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» Анатолий Чубайс.

Отсутствие межрегионального и межотраслевого планирования (главное отличие российской промышленности  постсоветского периода) - пожалуй, ГЛАВНЕЙШИЙ ТОРМОЗ развития промышленности. Но Денис Мантуров с этим не согласен, по его словам, для дальнейшей работы по выстраиванию отраслевых и межрегиональных балансов создана Государственная информационная система промышленности. В отличие от Госплана, когда спускались установки сверху, ГИСП дает бизнесу информацию для самостоятельного принятия решений, в каких рыночных нишах избыток предложений, а в каких, наоборот.

Вот пример: башкирское правительство всерьез озаботилось созданием производства китайских тракторов под Уфой. Методом отверточной сборки, причем на китайские деньги. Ростсельмашевские  не годятся? 

У экспертного сообщества Агентства нефтегазовой информации возник вопрос: планирование  в промышленности - это забота  государства или бизнеса?  Новое - это всегда хорошо забытое старое. Не пора ли  вспомнить определения "совет народного хозяйства", "совнархозы" и использовать их суть в обиходе? А ведь они востребованы, например, на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, там целые министерства созданы.

У нас, экспертов  Агентства нефтегазовой информации, возник ряд идей:

- Помочь после мартовских  выборов 2018 года правительству Российской Федерации (возможно, и региональным правительствам) сформировать первоочередную повестку и передать через наших депутатов.

- Изучить опыт территориальных советов народного хозяйства  по координации промышленности (совнархозы) для применения в федеральных округах.

- Наделить Минпромторг и Минэнерго (включая ТЭК) полномочиями и функциями промышленного планирования.

- Продукции промышленного замещения импорта предоставить безусловный приоритет на рынках страны при конкурентном качестве.

- Изучить необходимость профессиональной аттестации (с привлечением профессиональных и экспертных  сообществ) сотрудников, руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти (ФОИВ, РОИВ), ответственных за развитие  промышленности.

- Ввести в практику всех промышленных  ФОИВ, РОИВ открытое экспертное обсуждение острых и перспективных вопросов отраслей с привлечением профессиональных сообществ.

- Ввести в практику всех промышленных ФОИВ, РОИВ до принятия планов, принимать отчеты о проделанной работе. Возложить на органы Ростехнадзора функции контроля износа основных производственных фондов промышленности

Надеемся на ваши замечания и дополнения, уважаемые коллеги. 

Просмотров 7316
Комментарии
Алфёров Владимир Борисович
15.03.2018

Полностью согласен с Ришатом Вахитовым о координации межотраслевого и межрегионального планирования ! Ныне действующие, а скорее бездействующие структуры власти не обеспечивают должного конкурентоспособного развития промышленности и регионов. В советской экономике помимо Госплана и Госснаба была ещё одна замечательная структура - ГКНТ, которая координировала внедрение, финансирование и выполнение важных для страны межотраслевых и межрегиональных проектов, благодаря которым Советский Союз был на передовых позициях в космосе, в оборонке, в энергетике (в том числе, атомной), в нефтяной и газовой промышленности ... В недавнем прошлом Примаков Е.М. предлагал возродить ГКНТ в стране, но понимания в правительстве не нашёл, может быть пора сделать это сейчас !?

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования