$113.42 +0.77%
$ 58.21 -0.68
€ 60.39 -0.51

Станислав Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти

16 мая 2019/ 10:31

Москва. 19 апреля через нефтепровод «Дружба» на Мозырский НПЗ в Белоруссии поступила некачественная нефть.  Завод остановил прокачку «черного золота», позже к нему присоединились и другие страны  - Польша и Словакия. Только 4 мая чистая нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем. Президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивает в «сотни миллионов долларов» ущерб НПЗ и недополученную плату за транзит нефти по трубопроводу. По расчетам экспертов, исходя из имеющихся данных, ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн.

О том, насколько серьезной была диверсия для стран и чем обернется прекращение транзита нефти из России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Поставки российской «чистой» нефти постепенно восстанавливаются, но сам инцидент далеко не исчерпан. История чревата серьезными имиджевыми издержками для РФ. Наоборот, президент Белоруссии Александр Лукашенко с ее помощью усилил свои позиции в торге с Россией по целому ряду вопросов.

Сам по себе факт аварии и нанесения ею значимого экономического ущерба никто не отрицает. Вопрос в том, каков именно этот ущерб - от ответа на него зависят и денежные выплаты со стороны России, и реальные подвижки, либо их отсутствие, со стороны традиционных покупателей российской нефти в поиске альтернативы.

Важно понимать контекст и предысторию произошедших событий.

Инцидент с загрязненной нефтью произошел ровно в момент очередного обострения отношений между Москвой и Минском, после серии «обменов уколами». Сначала Россия четко дала понять, что будет продолжать налоговый маневр в собственной нефтяной отрасли и не собирается торопиться с выделением Белоруссии компенсационных выплат вроде обратного акциза, предусмотренного для российских НПЗ. Одновременно Минску было предложено, если он рассчитывает на экономические бенефиты в будущем, идти на реальную и полноценную экономическую интеграцию. А точнеее, отказываться от части суверенитета и перейти на единую валюту с одним эмиссионным центром в России, допустить российский капитал к приватизации белорусских активов и т. п.

Далее Лукашенко потребовал поднять на целых 23% тарифы на транспортировку российской нефти через Белоруссию в Европу, хотя индексация тарифа происходит по согласованию обеими сторонами и по оговоренной процедуре, учитывая инфляцию в России, а не по произвольному решению. Также белорусская сторона пообещала «закрыть на ремонт» нефтепровод «Дружба» и фактически тем самым прекратить поставки по этому маршруту российской нефти в Европу.

Около двух третей российского нефтяного экспорта через Белоруссию могло бы быть замещено через порты (Усть-Луга, Приморск, Новороссийск), то есть ущерб для РФ вряд ли был бы критическим.

А вот остановка белорусских НПЗ, работающих на российской нефти, вместе с потерей платежей за транзит очень резко ударила бы по белорусской экономике.

Организация альтернативной логистики поставок нефти в Белоруссию через, например, прибалтийские порты была бы весьма сложной задачей. Не говоря уже о разной стоимости российской нефти и нефти иного происхождения. Скорее всего, эту потенциальную «игру на истощение» РФ смогла бы выдерживать дольше, чем Белоруссия, и на деле очень быстро все закончилось бы уступками со стороны Минска.

И вот ровно в этот сложный для себя момент психологического противостояния, белорусская сторона получает отличную возможность перехватить инициативу, получает просто «подарок» в виде возможности сменить информационную повестку и рассказывать всем о ненадежности России как поставщика нефти. Фактически Белоруссия вцепилась в историю с загрязнением, как в спасательный круг, и попробовала максимально раздуть скандал. Минск объявил о прекращении экспорта российской нефти и полученных из нее нефтепродуктов. Спикеры Белоруссии наперебой принялись рассуждать о ненадежности российских поставок и об упущенной прибыли минимум в $100 млн из-за повреждения оборудования и сбоев в поставках. Об этом заявил зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 апреля, а Лукашенко уже в мае заявлял об убытках «в сотни миллионов долларов».

Тиражировались данные об объеме загрязненной нефти в 5 млн тонн (ее цена на мировом рынке превышает $2,5 млрд). И очень примечательное заявление сделала пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко.

По ее словам, российская сторона затягивала принятие оперативных мер для решения проблемы. Костюченко же рассказала, что «в связи с отказом соседних стран принимать и перерабатывать нефть с повышенным содержанием хлорорганики польский оператор PERN прекратил прием нефти… Это влечет потерю репутации российских поставщиков нефти в Европу».

В реальности настоящий объем загрязненной нефти и понесенный Белоруссией в виде повреждений нефтяной инфраструктуры ущерб еще предстоит установить в ходе всестороннего технического исследования. И если не брать во внимание упущенную выгоду, которую можно считать по-разному, то именно технический ущерб для белорусских НПЗ может оказаться куда меньше «сотен миллионов долларов».

И если сначала оценки «сотни миллионов долларов ущерба» подвергались скептическим комментариям со стороны отдельных экспертов, то позже и лично российский министр энергетики Александр Новак заявил, что ущерб вряд ли превысит заявленную цифру.

Очень показательно, что и восточноевропейские НПЗ о каком-то серьезном ущербе для своего оборудования из-за сильно загрязненной нефти не сообщают. Хотя Белоруссия в апреле вовсе не сразу остановила транзит. Напротив, страны активно анонсируют готовность принимать по нефтепроводу «Дружба» нефть с повышенным, но не критическим содержанием хлорорганики. Например, НПЗ венгерской компании MOL примут по нефтепроводу около 100 тыс. тонн загрязненного сырья. Эти поставки можно разбавлять обычной нефтью, тогда технических проблем не возникнет. В этом плане, загрязненное хлорорганикой «черное золото», не является потерянным, и его вовсе не нужно продавать по условным $15 за баррель. Дисконт к базовой цене (оплата операций с загрязненной нефтью и ее смешение с нефтью обычной) будет гораздо меньше.

Скорее всего, реальный объем компенсаций для Белоруссии со стороны России будет близок к тому уровню, который анонсировал Новак. Имиджевые издержки РФ понесет. Но фундаментального изменения отношения к российской нефти и к России как поставщику в Европе, в том числе в восточноевропейских странах, не произойдет, поведение тех же венгров об этом ярко свидетельствует. Да и белорусская сторона, несмотря на громкие рассуждения о «потери репутации российских поставщиков нефти в Европу», все же на деле продолжит основную работу с пресловутыми российскими поставщиками, а не начнет масштабную переориентацию на иные варианты импорта.

Просмотров 5589
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^