Станислав Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти
Москва. 19 апреля через нефтепровод «Дружба» на Мозырский НПЗ в Белоруссии поступила некачественная нефть. Завод остановил прокачку «черного золота», позже к нему присоединились и другие страны - Польша и Словакия. Только 4 мая чистая нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем. Президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивает в «сотни миллионов долларов» ущерб НПЗ и недополученную плату за транзит нефти по трубопроводу. По расчетам экспертов, исходя из имеющихся данных, ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн.
О том, насколько серьезной была диверсия для стран и чем обернется прекращение транзита нефти из России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
- Поставки российской «чистой» нефти постепенно восстанавливаются, но сам инцидент далеко не исчерпан. История чревата серьезными имиджевыми издержками для РФ. Наоборот, президент Белоруссии Александр Лукашенко с ее помощью усилил свои позиции в торге с Россией по целому ряду вопросов.
Сам по себе факт аварии и нанесения ею значимого экономического ущерба никто не отрицает. Вопрос в том, каков именно этот ущерб - от ответа на него зависят и денежные выплаты со стороны России, и реальные подвижки, либо их отсутствие, со стороны традиционных покупателей российской нефти в поиске альтернативы.
Важно понимать контекст и предысторию произошедших событий.
Инцидент с загрязненной нефтью произошел ровно в момент очередного обострения отношений между Москвой и Минском, после серии «обменов уколами». Сначала Россия четко дала понять, что будет продолжать налоговый маневр в собственной нефтяной отрасли и не собирается торопиться с выделением Белоруссии компенсационных выплат вроде обратного акциза, предусмотренного для российских НПЗ. Одновременно Минску было предложено, если он рассчитывает на экономические бенефиты в будущем, идти на реальную и полноценную экономическую интеграцию. А точнеее, отказываться от части суверенитета и перейти на единую валюту с одним эмиссионным центром в России, допустить российский капитал к приватизации белорусских активов и т. п.
Далее Лукашенко потребовал поднять на целых 23% тарифы на транспортировку российской нефти через Белоруссию в Европу, хотя индексация тарифа происходит по согласованию обеими сторонами и по оговоренной процедуре, учитывая инфляцию в России, а не по произвольному решению. Также белорусская сторона пообещала «закрыть на ремонт» нефтепровод «Дружба» и фактически тем самым прекратить поставки по этому маршруту российской нефти в Европу.
Около двух третей российского нефтяного экспорта через Белоруссию могло бы быть замещено через порты (Усть-Луга, Приморск, Новороссийск), то есть ущерб для РФ вряд ли был бы критическим.
А вот остановка белорусских НПЗ, работающих на российской нефти, вместе с потерей платежей за транзит очень резко ударила бы по белорусской экономике.
Организация альтернативной логистики поставок нефти в Белоруссию через, например, прибалтийские порты была бы весьма сложной задачей. Не говоря уже о разной стоимости российской нефти и нефти иного происхождения. Скорее всего, эту потенциальную «игру на истощение» РФ смогла бы выдерживать дольше, чем Белоруссия, и на деле очень быстро все закончилось бы уступками со стороны Минска.
И вот ровно в этот сложный для себя момент психологического противостояния, белорусская сторона получает отличную возможность перехватить инициативу, получает просто «подарок» в виде возможности сменить информационную повестку и рассказывать всем о ненадежности России как поставщика нефти. Фактически Белоруссия вцепилась в историю с загрязнением, как в спасательный круг, и попробовала максимально раздуть скандал. Минск объявил о прекращении экспорта российской нефти и полученных из нее нефтепродуктов. Спикеры Белоруссии наперебой принялись рассуждать о ненадежности российских поставок и об упущенной прибыли минимум в $100 млн из-за повреждения оборудования и сбоев в поставках. Об этом заявил зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 апреля, а Лукашенко уже в мае заявлял об убытках «в сотни миллионов долларов».
Тиражировались данные об объеме загрязненной нефти в 5 млн тонн (ее цена на мировом рынке превышает $2,5 млрд). И очень примечательное заявление сделала пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко.
По ее словам, российская сторона затягивала принятие оперативных мер для решения проблемы. Костюченко же рассказала, что «в связи с отказом соседних стран принимать и перерабатывать нефть с повышенным содержанием хлорорганики польский оператор PERN прекратил прием нефти… Это влечет потерю репутации российских поставщиков нефти в Европу».
В реальности настоящий объем загрязненной нефти и понесенный Белоруссией в виде повреждений нефтяной инфраструктуры ущерб еще предстоит установить в ходе всестороннего технического исследования. И если не брать во внимание упущенную выгоду, которую можно считать по-разному, то именно технический ущерб для белорусских НПЗ может оказаться куда меньше «сотен миллионов долларов».
И если сначала оценки «сотни миллионов долларов ущерба» подвергались скептическим комментариям со стороны отдельных экспертов, то позже и лично российский министр энергетики Александр Новак заявил, что ущерб вряд ли превысит заявленную цифру.
Очень показательно, что и восточноевропейские НПЗ о каком-то серьезном ущербе для своего оборудования из-за сильно загрязненной нефти не сообщают. Хотя Белоруссия в апреле вовсе не сразу остановила транзит. Напротив, страны активно анонсируют готовность принимать по нефтепроводу «Дружба» нефть с повышенным, но не критическим содержанием хлорорганики. Например, НПЗ венгерской компании MOL примут по нефтепроводу около 100 тыс. тонн загрязненного сырья. Эти поставки можно разбавлять обычной нефтью, тогда технических проблем не возникнет. В этом плане, загрязненное хлорорганикой «черное золото», не является потерянным, и его вовсе не нужно продавать по условным $15 за баррель. Дисконт к базовой цене (оплата операций с загрязненной нефтью и ее смешение с нефтью обычной) будет гораздо меньше.
Скорее всего, реальный объем компенсаций для Белоруссии со стороны России будет близок к тому уровню, который анонсировал Новак. Имиджевые издержки РФ понесет. Но фундаментального изменения отношения к российской нефти и к России как поставщику в Европе, в том числе в восточноевропейских странах, не произойдет, поведение тех же венгров об этом ярко свидетельствует. Да и белорусская сторона, несмотря на громкие рассуждения о «потери репутации российских поставщиков нефти в Европу», все же на деле продолжит основную работу с пресловутыми российскими поставщиками, а не начнет масштабную переориентацию на иные варианты импорта.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


