Цифровые помощники нефтяников в небе, на земле и под водой
Москва. Сегодня практически ни один форум, конференция или круглый стол, решающий вопросы развития топливно-энергетического комплекса как мирового, так и российского масштаба, не обходит тему цифровизации и искусственного интеллекта. За последнее десятилетие компании заметно продвинулись в этом вопросе. И сейчас речь идет не только об «умных скважинах» и автоматизированных системах. Охват применения разработок выходит за пределы цифрового пространства.
Помощник нефтяников – собака-робот
Компания Boston Dynamics разработала нового сотрудника для нефтяных компаний – собаку-робота Spot. Внешне он похож на домашнего питомца. Продукт поступил в продажу осенью 2019 года.
По словам разработчиков, они постарались создать гибкий искусственный интеллект для роботов, чтобы Spot был более эффективными.
Первыми, кто приобрел собаку-робота стала норвежская нефтегазодобывающая компания Aker BP. Главной целью «питомца» станет обследование судов предприятия, сбор данных, создание отчетов, поиск мест коррозии, а главное – обнаружение утечки углеводородов.
Разработчики уверены, что Spot сделает работу на буровой более безопасной, позволит оградить персонал от аварий и отслеживания процессов работы оборудования. При этом, ни для кого не секрет, что роботы смогут выполнять больше работы, - они не подвержены усталости.
Техника передает все данные в реальном времени с помощью видео, также сотрудники предприятия могут удаленно управлять камерами, что дает возможность формировать достаточно полное представление о ситуации на объекте. Компания также планирует в будущем оснастить собаку другими камерами, которые позволят улавливать то, что не видит невооруженный человеческий глаз.
Примечательно, что Spot не боится холода до -20 и жары до +45, ему не страшно попадание воды, пыль. Он ловкий, сильный и может носить тяжести.
Автомобили без водителей - легко
Пожалуй, в наше время беспилотными автомобилями уже никого не удивить. Разработка таких машин началась еще в 2014 году, когда концерн Daimler протестировал аппарат, который мог двигаться по автомогистралям без помощи человека.
В свою очередь, компания Volvo в 2016 году выпустила беспилотные грузовики с акцентом на безопасность и на эффективность. Ведущий грузовик управляет ускорителями и тормозами двух следующих автомобилей. То есть они все вместе ускоряются и замедляются, тем самым исключая задержки, вызванные временем реакции водителя.
В нефтяной отрасли России преимущества грузовой техники смогли оценить сотрудники «Газпром нефти». Компания совместно с отечественными КАМАЗом и ГАЗом провела два цикла испытаний умных машин на Ямале и в Югре. Регионы были выбраны не случайно. Сильные морозы, регулярные осадки, штормовые ветра, сложный рельеф местности - не помеха для данных автомобилей.
Программное обеспечение беспилотных транспортных средств разработано по Европейскому стандарту. Навигационная спутниковая система позволяет высокоавтоматизированным КамАЗам передвигаться по заданным траекториям с точностью до 20 см. Автомобили оснащены четырьмя типами сенсоров: 3D-лидар строит цифровую карту дорог, 2D-лидар сканирует объекты во фронтальной зоне, радар распознает препятствия на расстоянии до 200 метров, камеры с широкоугольным и узкоугольным объективом фиксируют статичные и движущиеся объекты как в ближней, так и в дальней зоне.
Вся информация с сенсоров и систем связи поступает в мозг машины - вычислитель, где происходит обработка входящих данных и формируются команды для управления автомобилем. Чтобы машины в колонне могли принимать управляющие сигналы и общаться между собой, их оснастили промышленным Wi-Fi, LTE и резервным УКВ на случай, если не сработали другие каналы связи. Грузовой караван может достигать 20 автомобилей.
Главным преимуществом беспилотных транспортных средств считается их неограниченная работоспособность.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) достаточно популярны в разных сферах деятельности. Количество их использования растет быстро. Военные, полицейские и гражданские службы, поисково-спасательные отряды, кадастровые работники – это лишь малая часть тех направлений, которые облегчили свою работу с помощью дронов. Не так давно «Почта России» пробовала внедрить беспилотники в процесс доставки посылок.
Огромную поддержку и помощь оказывают летательные аппараты и сотрудникам нефтегазовой сферы. Многие компании уже активно используют их в своей деятельности, отмечая значительные плюсы в работе.
Крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями, которые активно внедряют в свой производственный процесс беспилотники и уже смогли занять лидирующие позиции в данном направлении считаются BP и Shell. Руководство первой компании уже организовали удаленные центры управления с использованием дронов и сенсорных технологий, Shell, в свою очередь, обеспечила весь производственный процесс «умными» технологиями, включая технологию дронов и сенсоров.
В России сравнительно новые технологии летательных аппаратов освоили компании «Газпром нефть», Газпром и Роснефть.
Если рассмотреть основные сферы деятельности дронов, то становится понятно, что нефтяные компании смогли с помощью новейших технологий в разы упростить себе жизнь. Летательные аппараты помогают получить качественные данные по геологоразведке. Также они помогают контролировать объекты добычи, вести мониторинг текущего состояния строительных площадок на месторождениях и предотвращать аварийные ситуации на объектах.
Это лишь малая часть того, с чем справляются летательные аппараты на производственных объектах. Список работ постоянно расширяется, открывая перед нефтяниками все более важные и полезные качества инновационной техники.
Блокчейн – оплата здесь и сейчас
Эпоха блокчейна в нефтегазовой отрасли стартовала четыре года назад. Многие мировые компании, такие как BP, Shell, Repsol, Газпром, Норникель и «Газпром нефть» запустили на своих площадках пилотные блокчейн-проекты для решения логистических, торговых и финансовых задач.
Использование технологии, по мнению аналитиков, позволяет нефтяникам оптимизировать работу с большими данными, повышать прозрачности и эффективность расчетов, а также помогает сокращать расходы практически на треть.
Блокчейн представляет собой базу данных, в которой информация о проведенных операциях хранится в блоках. Отсюда и название технологии (block и chain, «блок» и «цепь») - цепочка информационных блоков. Каждый новый блок в цепочке хранит в себе информацию о совершенной операции и данные о предыдущем блоке, которые можно проверить с помощью сложных математических вычислений.
Система использует распределенную сеть участников для хранения информации, а не один сервер, поэтому нарушить ее работу практически невозможно. Каждый участник системы имеет доступ только к оговоренному сегменту информации. Все остальные данные шифруются. Блокчейн позволяет осуществлять операции только по заранее утвержденной схеме. Это исключает возможность мошенничества. В системе технически невозможно изменить данные в одностороннем порядке, поэтому отсутствует необходимость сверок. Также обмен данными в системе происходит в режиме реального времени.
Под водой кипит работа
Морское дно содержит в себе много тайн и хранит бесценные залежи нефти и газа. Но, чтобы работы в тяжелых условиях проходила безопасно, весь процесс нефтяникам помогает следить специальная техника.
Помощниками выступили ученые и изобретатели. НПП ПТ «Океанос» представили инициативные разработки в направлении резидентной робототехники морских месторождений. Это автономные подводные аппараты, способные работать на глубинах до 1 км среди донной или пространственной инфраструктуры месторождений. При этом время автономной работы достигает полугода. На аппарат можно также устанавливать различного рода датчики. За счёт систем индукционной зарядки и оптической беспроводной связи они резидентно базируются на доковые станции (автономные или кабельные), входящие в инфраструктуру подводных месторождений.
Ученые отмечают, что использование таких помощников позволяет глобально снизить расходы на проведение робототехнических морских операций.
Фото: dividendoff.net, apptractor.ru, сайт "Газпром нефти", dronedefinition.com, myseldon.com, НПП ПТ «Океанос».
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык