$86.09 -0.19%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Цифровые помощники нефтяников в небе, на земле и под водой

18 мая 2021/ 12:32

Москва. Сегодня практически ни один форум, конференция или круглый стол, решающий вопросы развития топливно-энергетического комплекса как мирового, так и российского масштаба, не обходит тему цифровизации и искусственного интеллекта. За последнее десятилетие компании заметно продвинулись в этом вопросе. И сейчас речь идет не только об «умных скважинах» и автоматизированных системах. Охват применения разработок выходит за пределы цифрового пространства.

Помощник нефтяников – собака-робот

Компания Boston Dynamics разработала нового сотрудника для нефтяных компаний – собаку-робота Spot. Внешне он похож на домашнего питомца. Продукт поступил в продажу осенью 2019 года.

По словам разработчиков, они постарались создать гибкий искусственный интеллект для роботов, чтобы Spot был более эффективными.

Первыми, кто приобрел собаку-робота стала норвежская нефтегазодобывающая компания Aker BP. Главной целью «питомца» станет обследование судов предприятия, сбор данных, создание отчетов, поиск мест коррозии, а главное – обнаружение утечки углеводородов.

Разработчики уверены, что Spot сделает работу на буровой более безопасной, позволит оградить персонал от аварий и отслеживания процессов работы оборудования. При этом, ни для кого не секрет, что роботы смогут выполнять больше работы, - они не подвержены усталости.

Техника передает все данные в реальном времени с помощью видео, также сотрудники предприятия могут удаленно управлять камерами, что дает возможность формировать достаточно полное представление о ситуации на объекте. Компания также планирует в будущем оснастить собаку другими камерами, которые позволят улавливать то, что не видит невооруженный человеческий глаз.

Примечательно, что Spot не боится холода до -20 и жары до +45, ему не страшно попадание воды, пыль. Он ловкий, сильный и может носить тяжести.

Автомобили без водителей - легко

Пожалуй, в наше время беспилотными автомобилями уже никого не удивить. Разработка таких машин началась еще в 2014 году, когда концерн Daimler протестировал аппарат, который мог двигаться по автомогистралям без помощи человека.

В свою очередь, компания Volvo в 2016 году выпустила беспилотные грузовики с акцентом на безопасность и на эффективность. Ведущий грузовик управляет ускорителями и тормозами двух следующих автомобилей. То есть они все вместе ускоряются и замедляются, тем самым исключая задержки, вызванные временем реакции водителя.

В нефтяной отрасли России преимущества грузовой техники смогли оценить сотрудники «Газпром нефти». Компания совместно с отечественными КАМАЗом и ГАЗом провела два цикла испытаний умных машин на Ямале и в Югре. Регионы были выбраны не случайно. Сильные морозы, регулярные осадки, штормовые ветра, сложный рельеф местности - не помеха для данных автомобилей.

Программное обеспечение беспилотных транспортных средств разработано по Европейскому стандарту. Навигационная спутниковая система позволяет высокоавтоматизированным КамАЗам передвигаться по заданным траекториям с точностью до 20 см. Автомобили оснащены четырьмя типами сенсоров: 3D-лидар строит цифровую карту дорог, 2D-лидар сканирует объекты во фронтальной зоне, радар распознает препятствия на расстоянии до 200 метров, камеры с широкоугольным и узкоугольным объективом фиксируют статичные и движущиеся объекты как в ближней, так и в дальней зоне.

Вся информация с сенсоров и систем связи поступает в мозг машины - вычислитель, где происходит обработка входящих данных и формируются команды для управления автомобилем. Чтобы машины в колонне могли принимать управляющие сигналы и общаться между собой, их оснастили промышленным Wi-Fi, LTE и резервным УКВ на случай, если не сработали другие каналы связи. Грузовой караван может достигать 20 автомобилей.

Главным преимуществом беспилотных транспортных средств считается их неограниченная работоспособность.

Читать также
Дроны в помощь геологам и экологам

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) достаточно популярны в разных сферах деятельности. Количество их использования растет быстро. Военные, полицейские и гражданские службы, поисково-спасательные отряды, кадастровые работники – это лишь малая часть тех направлений, которые облегчили свою работу с помощью дронов. Не так давно «Почта России» пробовала внедрить беспилотники в процесс доставки посылок.

Огромную поддержку и помощь оказывают летательные аппараты и сотрудникам нефтегазовой сферы. Многие компании уже активно используют их в своей деятельности, отмечая значительные плюсы в работе.

Крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями, которые активно внедряют в свой производственный процесс беспилотники и уже смогли занять лидирующие позиции в данном направлении считаются BP и Shell. Руководство первой компании уже организовали удаленные центры управления с использованием дронов и сенсорных технологий, Shell, в свою очередь, обеспечила весь производственный процесс «умными» технологиями, включая технологию дронов и сенсоров.

В России сравнительно новые технологии летательных аппаратов освоили компании «Газпром нефть», Газпром и Роснефть.

Если рассмотреть основные сферы деятельности дронов, то становится понятно, что нефтяные компании смогли с помощью новейших технологий в разы упростить себе жизнь. Летательные аппараты помогают получить качественные данные по геологоразведке. Также они помогают контролировать объекты добычи, вести мониторинг текущего состояния строительных площадок на месторождениях и предотвращать аварийные ситуации на объектах.

Это лишь малая часть того, с чем справляются летательные аппараты на производственных объектах. Список работ постоянно расширяется, открывая перед нефтяниками все более важные и полезные качества инновационной техники.

Блокчейн – оплата здесь и сейчас

Эпоха блокчейна в нефтегазовой отрасли стартовала четыре года назад. Многие мировые компании, такие как BP, Shell, Repsol, Газпром, Норникель и «Газпром нефть» запустили на своих площадках пилотные блокчейн-проекты для решения логистических, торговых и финансовых задач.

Использование технологии, по мнению аналитиков, позволяет нефтяникам оптимизировать работу с большими данными, повышать прозрачности и эффективность расчетов, а также помогает сокращать расходы практически на треть.

Блокчейн представляет собой базу данных, в которой информация о проведенных операциях хранится в блоках. Отсюда и название технологии (block и chain, «блок» и «цепь») - цепочка информационных блоков. Каждый новый блок в цепочке хранит в себе информацию о совершенной операции и данные о предыдущем блоке, которые можно проверить с помощью сложных математических вычислений.

Система использует распределенную сеть участников для хранения информации, а не один сервер, поэтому нарушить ее работу практически невозможно. Каждый участник системы имеет доступ только к оговоренному сегменту информации. Все остальные данные шифруются. Блокчейн позволяет осуществлять операции только по заранее утвержденной схеме. Это исключает возможность мошенничества. В системе технически невозможно изменить данные в одностороннем порядке, поэтому отсутствует необходимость сверок. Также обмен данными в системе происходит в режиме реального времени.

Под водой кипит работа

Морское дно содержит в себе много тайн и хранит бесценные залежи нефти и газа. Но, чтобы работы в тяжелых условиях проходила безопасно, весь процесс нефтяникам помогает следить специальная техника.

Помощниками выступили ученые и изобретатели. НПП ПТ «Океанос» представили инициативные разработки в направлении резидентной робототехники морских месторождений. Это автономные подводные аппараты, способные работать на глубинах до 1 км среди донной или пространственной инфраструктуры месторождений. При этом время автономной работы достигает полугода. На аппарат можно также устанавливать различного рода датчики. За счёт систем индукционной зарядки и оптической беспроводной связи они резидентно базируются на доковые станции (автономные или кабельные), входящие в инфраструктуру подводных месторождений.

Ученые отмечают, что использование таких помощников позволяет глобально снизить расходы на проведение робототехнических морских операций.

Фото: dividendoff.net, apptractor.ru, сайт "Газпром нефти", dronedefinition.com, myseldon.com, НПП ПТ «Океанос».

Просмотров 1413
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^